Санаторно-курортное направление отдыха – это что-то среднее между здравоохранением и туризмом как таковым: в данной сфере заняты как медики-курортологи, так и непосредственно различные специалисты туристического бизнеса, которые в своей работе руководствуются регламентами и стандартами, специально разработанными для туристской отрасли. И в «Толковом словаре туристских терминов», изданном в 1994г, дано следующее определение туризма: вид путешествий, совершаемых для отдыха, образования, деловых, любительских или специализированных целей;
Специализированный туризм — туристская деятельность, призванная реализовывать специфические запросы людей во время поездки, посещения объекта. Частные виды специализированного туризма — бальнеологический, школьный, семейный и др.;
Турист — лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка, на срок более 24 часов. По этому определению к туристам относятся и лица, совершающие поездки с целью отдыха, лечения и развлечений. Поэтому лица, отправляющиеся на лечебные курорты, относятся по международному статистическому учету к туристам.
Туризм в целом весьма многогранен, и в данной сфере применяются самые разнообразные технологии, используются различные ресурсы в зависимости от основной функции конкретного направления путешествий. И с этой точки зрения лечебный туризм специфичен, неся в себе 4 наиболее важные функции: лечебно-профилактическая, реабилитационная, превентивно-валеологическая и анимационно-рекреационная.
Первые три направлены на предоставление медицинских (лечебных) услуг с активным использованием природных оздоравливающих ресурсов; в досугово-развлекательных же курортах дополнительно разработаны культурно-познавательных и спортивных программы для отдыхающих. И для каждой из вышеперечисленных функций необходима подготовка особой материальной базы и квалифицированных специалистов.
По сравнению с другими странами мира в СССР курортное дело занимало лидирующие позиции благодаря специальному обучению по первым двум направлениям, а вот курортный туроперейтинг фактически не развивался из-за внедрения практики распределительной системы, как это делалось и в остальных областях экономики.
Современное состояние подготовки кадров для каждого направления курортной сферы представляется следующим образом.
Подготовка специалистов по природным ресурсам
Исторически так сложилось, что в России изучению природных лечебных ресурсов уделялось особое внимание и проводилось на строго научной основе, одновременно была четко разработана технология их использования и охраны. И это при отсутствии особой системы подготовки специалистов-ресурсников именно для работы в курортной отрасли. Ими становились выпускники географических и геологических вузов, которые уже на практике, самостоятельно осваивали необходимые знания и приобретали навыки в сфере рекреационного ландшафтоведения, биоклиматологии, гидрогеологии и геохимии минеральных вод и лечебных грязей, а также экологии курортных зон.
В результате такой научно-практической деятельности страна имела лучшую в мире школу, взращивавшую специалистов в области природно-лечебных ресурсов. Их всегда приглашали на международные форумы и симпозиумы, а после распада СССР нашим гидрогеологам спешили предложить работу в других странах.
Теперь квалифицированных и опытных специалистов данной категории осталось очень мало, многие из них давно достигли пенсионного возраста. Смены как таковой тоже нет.
Нет специалистов, способных достаточно грамотно выбрать лечебный курорт, разработать и внедрить методы их природной охраны, отслеживания использования природных ресурсов. Лишь некоторые крупные курорты осознали и смогли воссоздать у себя подобные службы (Усть-Качка, Белокуриха, Кавказские Минеральные Воды), однако в целом для страны этого мало. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходима целенаправленная политика и финансирование государства.
Если говорить о подготовке специалистов, способных квалифицированно организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия на курортах, то здесь необходимо рассмотреть 2 аспекта: подготовку медперсонала, а также менеджеров-курортников.
Подготовка медперсонала
В курортных учреждениях нельзя использовать медицинских работников, подготовленных обычным образом. Врачам-курортологам (кроме тех, что работают в отделениях реабилитации) приходится сталкиваться со слабо выраженными симптомами основных и сопутствующих заболеваний, соответственно и методы лечения приходится применять другие, не медикаментозные или хирургические, а с использованием лечебного воздействия природы. На курортах больные проходят курс общего и всестороннего оздоровления, которое необходимо дополнить разнообразными и эффективными медицинскими процедурами, а также увязать все это с системой различных занятий.
За рубежом сегодня готовят врачей-курортологов в медвузах по специально разработанной программе, которая обязывает студентов проходить дополнительный спецкурс по курортологии, включающий в себя теоретическое обучение и практику в ведущих курортных центрах страны. Абитуриенты проходят строгий отбор и в дальнейшем глубоко изучают медицинскую гидрологию и биоклиматологию. Получить работу в водогрязелечебницах могут только те врачи, которые в свое время получили соответствующую специализацию и раз в 5 лет повышают свою квалификацию на специальных курсах.
В России в настоящее время переподготовкой врачей по восстановительной медицине занимаются учебно-методические центры Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗСР РФ и Сочинского научно-исследовательского центра курортологии и реабилитации Черноморского зонального управления специализированных санаториев, а также кафедры курортологии и физиотерапии Институтов последипломного образования ряда региональных медицинских вузов. Специалисты проходят практику в ведущих санатории страны (клинические санатории Московской области, санатории Сочи, Кавказских Минеральных вод, Усть-Качки, Сестрорецка, Белокурихи).
К сожалению, во многих здравницах практикующие врачи санаториев зачастую работают, так и не пройдя соответствующую специализацию.
Подготовка санаторно-курортных менеджеров
С отказом от старой системы хозяйствования появилась настоятельная потребность в специалистах, прошедших обучение по направлению «менеджмент санаторно-курортного дела» на базе специальности «менеджмент организации».
Руководители наиболее передовых и успешно работающих здравниц, таких как санатории «Марфинский», «ДиЛУЧ», «Дюны», санаторий Русь в городе Сочи и др., самостоятельно изучают и грамотно внедряют курортный маркетинг, новые системы управления, наработки мирового бизнеса, а также ищут наиболее эффективные способы сотрудничества с туристическими компаниями.
Необходимость выхода на туристский рынок, а также потребность в подготовке квалифицированных специалистов-менеджеров для оздоровительных курортов сегодня осознана на всех уровнях. Эта проблема неоднократно обсуждалась, в результате чего был создан Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, где преподаются «Основы курортного дела», здравницы стали формировать отделы курортного маркетинга, в рамках Российского Союза Туриндустрии (РСТ) организовано некоммерческое партнерство «СанКурТур», проводятся ежегодные специализированные выставки, происходит обмен опытом.
И все же курортное дело развивается не столь активно, как могло бы, учитывая заложенный в нем потенциал. Одна из причин – недостаточно высокий уровень подготовки менеджеров, необходимых курортам страны.
Теорию и практику курортного менеджмента должны изучать, прежде всего, руководители: директора самих здравниц, сотрудники турфирм, специализирующихся на лечебном отдыхе, а также руководители курортной отрасли муниципального, регионального и федерального уровней. Так, например, директора здравниц руководят сложным и многоплановым хозяйством, для чего необходимы фундаментальные знания по экономике, маркетингу, менеджменту, рекламе, сервису, медицине и т.д.
Руководителю жизненно необходимо овладеть знаниями касательно природных лечебных ресурсов, которыми располагают санатории. Ему следует разбираться во всех вопросах водо- и грязелечения, в нюансах использования и охраны их источников, закупаемых ресурсах, ориентироваться в правилах подбора растений, используемых для озеленения территории курортной зоны, с учетом их фитонцидных свойств и медицинского профиля санатория. Ему также необходимы знания в сфере курортной архитектуры и дизайна для оптимального планирования и обустройства территории, общения со строительными организациями. И самое главное – генеральный директор обязан четко понимать, какими ведущими лечебными функциями должен обладать санаторий того или иного профиля.
Именно поэтому раньше санаториями руководили главврачи. Теперь же директор не обязан иметь медицинское образование, но без знаний общих принципов организации лечебного процесса на курортах он не сможет наладить систему предоставления услуг, крайне необходимых для эффективности лечения отдыхающих. Практика показывает, что подавляющее большинство директоров и даже главных врачей сегодня не владеют знаниями в области климатотерапии, которая ограничивается лишь применением соляриев, что зачастую далеко не безвредно. Одновременно с тем на курортах широко практикуется использование анимации без учета интересов и потребностей возрастных групп отдыхающих, к тому же нарушающей медицинский режим. Приглашая на работу аниматоров, руководитель должен разбираться, насколько специализированы их программы. Большая их часть ориентирована на здоровых людей и вполне уместна для использования в отелях, но не приемлема для санатория. В частности санаторная анимация должна содержать в себе элементы релаксации.
Директора же детских санаториев должны обеспечить организацию полноценного учебного процесса детей, который в санатории несколько специфичен и должен органично сочетаться с лечебным курсом.
Одновременно с тем директор санатория – это, прежде всего, хозяйственный работник, а потому должен отлично разбираться в материальной базе руководимого им объекта, в финансово-экономической составляющей курорта, в вопросах сбыта оказываемых услуг; он должен уметь ориентироваться на существующем рынке, разрабатывать оптимальную и прибыльную стратегию развития санатория с учетом непрестанно меняющихся условий, организовывать рекламу, находить партнеров. И конечно же, владеть основами и навыками управления в целом. И это далеко не полный перечень функций.
Руководители рангом пониже заняты решением несколько иных проблем: территориальным зонированием курортов, координацией работы здравниц, разработкой общих концепций и программ развития, нормативно-правовым обеспечением деятельности, организация PR-компаний и выставок, подбором персонала. И сегодня нигде этому у нас не учат.
В задачи менеджеров туристских фирм касательно курортов входит изучение рынка лечебных услуг, знать географическое месторасположение отечественных и иностранных курортов, грамотно предлагать лечебные туры с индивидуальным подбором здравницы под нужды конкретного клиента с учетом имеющихся заболеваний и способности к климатической адаптации.
Необходимо качественно объединить деятельность здравниц и турфирм. Пока к этому не готовы ни те, ни другие: санатории зачастую не умеют четко представлять свои услуги, особенно в виде отдельно составленных турпакетов, а туристические фирмы не имеют квалифицированных специалистов, способных грамотно реализовать имеющиеся предложения.
Необходимо, чтобы обучение в вузах по данной специализации проводилось в тесном контакте со здравницами и туристическими компаниями. Ряд дисциплин должны преподаваться врачами-практиками с непосредственной демонстрацией того, как организованы лечебные услуги в санаториях. Студентам необходимо проходить практику в самых успешно работающих отечественных здравницах, а стажировки – на зарубежных курортах. Также к преподаванию следует привлекать ведущих практиков из успешно работающих в данном направлении турфирм.
В вузах также необходимо продолжать и развивать направление по проведению переквалификации персонала здравниц и турфирм. А спрос на прохождение курсов повышения квалификации сегодня достаточно велик.
В заключение хотелось бы отметить, что процесс подготовки квалифицированных специалистов для курортов и здравниц в нашей стране находится в стадии становления, подбор и преподавание дисциплин еще не раз будет корректироваться по мере развития курортной отрасли, возникновения новых задач и требований к умениям специалистов курортного бизнеса. Только так можно поднять современную отечественную школу подготовки специалистов для курортной отрасли на должный уровень.