Промышленный туризм имеет все шансы стать одним из самых популярных нишевых рынков туризма в России. Это мнение разделяют многие туроператоры, что подчеркивает растущий спрос со стороны туристов посетить российские промышленные объекты.
В России только несколько десятков компаний осознают преимущества промышленного туризма. Однако спрос на такие туры огромен, причем не только со стороны потенциальных партнеров по бизнесу. Приведем пример. Будет ли интересна обычным людям экскурсия в цеха компании, производящей металлопластиковые окна? Конечно! Сегодня многие потребители интересуются, чем отличаются окна металлопластиковые от других современных оконных систем. Они хотели бы узнать подробности не только из рекламных материалов и по «сарафанному радио», услышать рассказ специалистов, задать дополнительные вопросы в личной беседе. Хотели бы убедиться, действительно ли обеспечивается заявленное качество и т.д. Крупные заказчики металлопластиковых окон могли бы отправить на такую экскурсию своих представителей.
Особый контингент промышленных туров – школьники и студенты. Организовать экскурсию с участием детей и подростков даже проще. Хотя следует признать, что число посещений будет варьироваться в зависимости от направления производства. Показательны в этом плане уже существующие туры на известную шоколадную фабрику Москвы. Желающих так много, что уже несколько лет подряд заявки на экскурсию принимаются по предварительной брони.
Промышленный туризм хорошо развит в Северной Америке и европейских странах, таких как Франция, Великобритания, Германия и Нидерланды. Только во Франции, 1700 компании организуют экскурсии по своей территории и производственным объектам. Среди лидеров – приливная электростанции в Бретани, которая принимает 300 000 туристов в год. В Великобритании лидером стала британская производственная кондитерская компания Cadbury, которую посещают 400 000 человек в год. В Испании среди прочего весьма развит винный туризм, во Франции – так называемый сырный туризм, в Нидерландах – цветочный, в Финляндии стеклодувные заводы пользуются большой популярностью.
Возникновение индустриального туризма можно отнести к практике американских компаний. Когда в 1866 году был создан завод Jack Daniel, компания сразу открыла свои двери для туристов. На сегодняшний день существует лишь несколько компаний в США, которые не организуют туры на свои промышленные объекты.
Большинство туроператоров, которые предлагали различные виды экскурсий на промышленные комплексы, просто добавляют такого рода поездку в свой перечень обычных услуг. Однако, благодаря своей популярности, несколько туристических компаний стали специализироваться исключительно на промышленных турах. Большинство предлагаемых поездок проводится по всему Подмосковью, но есть уже экскурсии и по крупным промышленным комплексам на Урале и в Сибири по договоренности.