Одной из самых популярных и интересных экскурсий по Одессе является экскурсия по ее многочисленным и разнообразным храмам. И это не удивительно, Одесса всегда была городом интернациональным и многоконфессиональным. Наряду с православными храмами, в Одессе есть синагога, католические храмы, греческая и армянская церкви, и недавно построенный центр мусульманской культуры. Для тех, кто хочет ознакомиться с историей, особенностями и фотографиями храмов Одессы, или самому побывать в этих местах, посвящаем данную статью.
Начнем с одного из главных православных храмов Одессы — собора великомученика и целителя Пантелеймона. Найти этот храм не сложно, находится он на улице Пантелеймоновской, 58 сразу за Привокзальной площадью (возле железнодорожного вокзала). Величественные серебристые купола необычной формы видны издалека и сразу обратят на себя внимание.
Великомученик Пантелеймон родился в Никомедии (Малая Азия) и учился искусству врачевания у знаменитого целителя Ефросиана. Приняв крещение, стал исцелять больных именем Христа. Врачебная деятельность и успехи Пантелеймона вызвали зависть.
По доносу врач-христианин был схвачен и подвергнут страшным истязаниям. За отказ отречься от веры в 305 году по указу императора Максимилиана Пантелеймон был казнен; позднее причислен к лику святых.
Целителя Пантелеймона всегда почитали в Одессе. С середины XIX века и до времен революции святой считался патроном железнодорожной станции Одесса-Товарная, служащие которой собрали немалые деньги на покупку иконы и серебряной свечи.
Вот уже 133 года (с 1876 г.) прошло с того момента, когда прибывшие с Афона монахи арендовали у одесского домовладельца г-на Николаиди домик, а затем на этом месте возникло Пантелеймоновское подворье. 9 мая 1893 года заложили строительство храма по проекту архитектора Н. Никонова. А уже 10 января 1896 года состоялось освящение одного из самых величественных храмов Одессы и всей Украины.
Великий храм во все времена имел громадное значение в жизни одесситов и паломников — сюда приезжал великий святитель Иоанн Кронштадтский. Не случайно постановлением от 26 января 1909 года Ново-Рыбная улица переименована в Пантелеймоновскую.
В годы послереволюционной России, когда у власти были большевики, Пантелеймоновский монастырь, как и множество других церквей, был закрыт, а в храме действовал планетарий. И только 22 сентября 1991 года храм с подворьем был возвращен верующим, что было тепло воспринято всеми жителями Одессы без различия национальностей и религиозных конфессий.
В соборе установлено 11 колоколов, отлитых на Воронежском колокольно-литейном заводе. Колокола разнятся по размерам, самый маленький весит 5 кг, а самый большой — 1200 кг.
На улице Екатерининская, 55 находится одна из старейших церквей Одессы — Греческая Свято-Троицкая Церковь.
В 1795 году митрополитом Екатеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони) были заложены первые четыре церкви, одна из них «во именование Святой Троицы для разночинцев греческой нации на греческом форштате».
Первоначально это была деревянная церковь, а 29 июня 1804 г состоялась торжественная закладка каменного храма. Храм был построен по проекту архитектора Ф.Фраполи и весной 1808 года торжественно освящен.
В начале XIX века греческая церковь Святой Троицы была духовным центром греков -патриотов. Греки Одессы горячо поддерживали борьбу за независимость народа Греции Начавшееся востание в 1821 году привело к тому, что турецкие власти казнили вселенского Константинопольского патриарха Григория V, боясь его влияния на восставших греков. Выброшенное в море, тело патриарха, обнаружили русские моряки и привезли его в Одессу. Останки патриарха-мученика было захоронено в Свято-Троицкой (греческой) церкви.
Кроме этого, в храме и подле него были погребены греческие архиреи, скончавшиеся в разное время. В мае 1907 года у восточной стены храма в специальной пристройке был погребен благотворитель и общественный деятель, один из виднейших членов греческой общины, почетный гражданин города Одессы — Григорий Григорьевич Маразли.
С 1936 года в период большевистского гонения храм был закрыт и превращён в спортзал, были разграблены многочисленные захоронения виднейших архипастырей, священнослужителей и граждан Одессы, разрушены купол и колокольня.
В 1954 году при Свято-Троицком (греческом) храме учреждается подворье Александрийского патриарха в Русской православной церкви, которое просуществовало до 1 апреля 1999 года, после чего, перенесено из Одессы в Москву, а Свято-Троицкой (греческой) церкви возвращен статус городского храма Одесской епархии Украинской православной церкви.
В середине 90-х годов XX столетия над храмом засиял новый купол и стройная колокольня, продолжаются восстановительные работы.
В храме имеется чтимый образ Божией Матери «Нечаянная радость», перед которым по установившейся традиции каждую пятницу вечером совершается акафист Пресвятой Богородице. В храме действуют воскресные школы для взрослых и детей. Есть приходская библиотека.
Главная синагога Одессы располагается на ул. Еврейской, 25 (угол Ришельевской). Была построена в 1850 г архитектором Ф.О. Моранди. Это — двухэтажное здание с большими полукруглыми окнами, фасад и внутренняя отделка которого выдержаны в флорентийском стиле, смешанном с романским.
В советские времена здание синагоги было передано Одесскому педагогическому институту, в нем был размещен факультет физвоспитания. Внутренние помещения синагоги подверглись значительным изменениям. Молитвенный зал был превращен в баскетбольный и разделен перекрытием на два этажа. Боковые проемы были наглухо закрыты; балконы, предназначенные для женщин и для хора, превращены в аудитории.
В 1996 г здание Главной синагоги было передано Одесской иудейской религиозной общине, и в сентябре 1996 г, на Рош-а-Шана, евреи Одессы впервые за долгие года молились в главной синагоге города.
За последующие годы в здании был проведена серьезная реконструкция, восстановлена бима, построена миква. Сегодня здесь проводятся ежедневные и праздничные молитвы, собирающие несколько сотен прихожан. На большие праздники сюда приезжают не только одесситы, но и верующие иудеи из Белгорода-Днестровского, Ильичевска, Измаила…
В здании Главной синагоги располагаются приемная Главного раввина Одессы и Одесской области (рав. Шломо Бакшт), представительство редакций еженедельной газеты «Ор Самеах» и телевизионной программы «Ор Самеах», приемная правления одесской Иудейской Религиозной общины (председатель общины Яков Волкович Кройтору).
В специальном помещении при синагоге, где расположена библиотека книг и видеофильмов по еврейской истории, культуре и традиции, проходят регулярные семинары по знакомству с иудаизмом, уроки иврита и еврейской традиции.
С 1998 г при Главной синагоге Одессы работает иешива, преподавание в которой ведут преподаватели из Израиля.
С началом возобновления религиозных служб Главная синагога Одессы стала одним из пунктов посещения туристов (в основном из США, Израиля, Великобритании и Польши), интересующихся ею не только как памятником архитектуры, но и как центром возрождения еврейского самосознания в Одессе.
Спасо-преображенский собор на Соборной площади занимает особое место среди храмов Одессы. Это — крупнейший православный храм Одессы; заложен в 1794; освящён в 1808 г. После полного восстановления заново освящён в 2001 г — часовня колокольни; в 2002 г — нижний храм; в 2003 г — верхний храм.
Собор по мере своего архитектурного развития отражал уровень развития Одессы и всего края. Будучи небольшим культовым сооружением в начале XIX века, он стал одним из крупнейших соборов России в начале ХХ века. Соборная площадь Одессы была главной площадью города, на которой начинались и проходили все крупные городские праздники. Спасо-Преображенский кафедральный Собор к началу ХХ стал главным храмом Новороссии.
В августе 1794 г состоялось торжественное освящение города Одессы, во время которого на Соборной площади было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а в 1795 г был заложен первый камень.
По архивным документам и литературным источникам, строительство каменной соборной церкви в Одессе митрополит Екатеринославский Гавриил (Бэнулеску-Бодони) поручил архитектору, инженер-капитану В.Вонрезанту и 14 ноября 1795 рядом с временным Николаевским храмом на одной из главных площадей в Одессе митрополит освятил закладку каменной церкви во имя того самого святителя.
20 мая 1808 г завершили строительство нового каменного храма — главный массив собора. 25 мая 1808 г архиепископ Екатеринославский Платон (Любарский) освятил главный алтарь собора во имя Преображения Господня, правый — во имя Св. чудотворца Николая Мирликийского, а левый — во имя Св. Спиридона и с тех пор собор начал именоваться не Николаевским, а Спасо-Преображенским.
В 1936 собор был разрушен. Вопреки бытующему мнению он не был взорван, а был вначале тщательно разграблен (Собор был облицован, а полы выложены плитами мрамора и гранита), а затем разобран по камешку. Подтверждением этому служит тот факт, что, как показали современные раскопки, фундамент Собора остался в целости. Перед этим, под давлением заинтересованных в разрушении Собора лиц, главный архитектор города подписал постановление о том, что Собор не представляет архитектурной ценности. После этого большевистские власти города решили устроить на месте Собора увеселительное место, а на месте главного алтаря планировалось разместить туалет. И только заступничество мирового светилы науки академика Владимира Петровича Филатова спасло святое место от осквернения
— на месте алтаря установили фонтан с большой мраморной вазой в виде цветка (прозванной впоследствии вазой Филатова). После восстановления Собора в 2005 г. этот фонтан был перенесен на место первого городского фонтана на Соборной площади, для чего потребовалось произвести ремонт мрамора.
25 мая 2008 года исполнилось 200 лет со дня освящения Спасо-Преображенского Собора. Были собраны средства для отливки самого большого в Украине колокола. Его вес составляет 14,5 тонн. Отливали колокол в Воронеже на заводе «Вера».
Главной святыней Собора была чудотворная икона Касперовской Божьей Матери, которая доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в Соборе до праздника Святой Пасхи.
В Спасо-Преображенском Соборе были захоронены архиепископы Иннокентий (1857 г.), Иоанникий (1877 г.), Дмитрий (1883 г.), Никанор (1890 г.). В Соборе также размещалась могила светлейшего князя М. С. Воронцова и его супруги. Когда в 1936 году собор разрушили, прах князя Воронцова и его супруги одесситы перезахоронили на Слободском кладбище в Одессе, а в 2006 г вернули на прежнее место в восстановленном Соборе.
Армянская апостольная церковь была сооружена в 1844 году на Екатерининской улице на добровольные пожертвования армянского общества. В 1853 г. куплен дом для притча, в 1894 г — на капитал, завещанный Ф.И.Нацваловым, построена колокольня, а сама церковь расширена.
Во время войны храм пострадал от бомбежек, в 1952 г — разобран, а на его месте сооружен жилой дом.
Новый великолепный храм сооружен в наше время в Аркадии по адресу Гагаринское плато, 5, на берегу моря. Храм назван именем святого Григория Просветителя, который после принятия в 301 году христианства, как государственной религии, был первым католикосом Армянской апостольской церкви.
Церковь сооружена из красного кирпича имеет один главный алтарь, освященный в ноябре 1995 г. Под высоким арочным сводом на длиной цепи-тросе красуется хрустальная люстра со свечами. Недавно вышла книга об истории храма. Ее написал молодой одесский ученый Давид Давтян.
Одесский Свято-Успенский мужской монастырь находится на Большом фонтане по адресу Маячный переулок, 6. Интересная легенда связана с появлением этой обители: «Это случилось лет двести назад. Тогда еще не было знаменитого Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. Эта земля принадлежала молдавскому помещику Александру Теутулу. Сюда, в его сказочное поместье на берегу моря (2 участка по 25 десятин каждый, а вокруг – фруктовые сады, виноградники), частенько приезжали гости. Вечером, устроившись на склоне, они разожгли костер. Криков, доносившихся с небольшого греческого судна, никто не услышал. Но, подчиняясь неведомой силе, все повернулись к морю. Небольшое греческое судно шло в Одессу. Огни костров на судне приняли за огни маяка, взяли неверный курс и…
Тех, кто остался в живых, Теутула щедро одарил. Но успокоения это не принесло. Ему везде мерещились костры. Они сжигали его заживо. Отовсюду слышались крики терпящих кораблекрушение. Крики, которых в тот злополучный вечер он не слышал, преследовали его и днем, и ночью.
И это продолжалось до тех пор, пока он не решил избавиться от проклятого имения, подарив земли Церкви для строительства на ней храма и маяка.»
Свято-Успенский мужской монастырь — одна из известнейших обителей Одессы, знаменитая своими святынями. С 1946 года, когда здесь разместилась летняя резиденция московских Патриархов, монастырь получил название Патриаршего. Примерно в это же время сюда перевели Одесскую Духовную семинарию, находящуюся здесь и по сей день. Именно в этой обители принял монашеский постриг предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И здесь же почивают мощи преподобного Кукши Одесского (в миру — Косьма Величко), жившего в монастыре с 1960-го по 1964 год, вплоть до своей кончины.
Кто он был, этот чудесный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 г Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки… В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям — старчество. Молитвой, терпением, состраданием, добрым словом старец отвращал от безбожия и греховной жизни. Никогда не осуждал согрешающих, а с состраданием принимал их. «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха…», — говорил он. Никто из его многочисленных духовных чад не ощущал себя оставленным или одиноким. Отец Кукша всегда о всех молился, и люди это чувствовали. Скончался он 11 (24) декабря 1964 г. Чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, стали свидетельством его святости, и в 1994 году были обретены мощи старца…
На территории монастыря находится Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ранее на его месте в 1953 году была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 года была сооружена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен купол и колокольня.
В Успенском храме бросается в глаза огромная икона преп. Серафима Саровского, загораживающая собою клирос. В левой части храма
— рака с мощами преподобного Кукши Одесского. По духу своему святой был сродни преподобному Серафиму, и даже сень над его ракой напоминает такую же, с пятью куполами, что в Дивеево, над мощами старца Саровского… Сквозь стеклянную крышку раки видим нетленную руку святого в парчовой рукавичке, лежащую на груди. С иконы под сенью раки добрым и внимательным взглядом смотрит на нас сам преподобный, с миром принимая паломников в своей обители. Почти рядом с его мощами
— чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», написанная афонскими монахами в XVII веке; в икону вделаны частицы Ризы Господней и хитона Божией Матери. Икона очень почитаема в обители; каждую неделю перед ней служится акафист.
В 1961 году, рядом с монастырем, в бывших помещениях монастырской гостиницы, разместилась, переведенная из города, Одесская Духовная Семинария. В Семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя Семинарии.
C 1998 года на территории монастыря идет строительство нового собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Проект строительства собора предусматривает двухъярусное здание. В верхнем храме будут освящены три предела. Главный из них — в честь чудотворного образа Божией Матери «Живоносный источник», а нижний будет посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и рассчитан на 3 000 молящихся. В настоящее время строительство храма завершено — собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу. Но еще ведутся внутренние работы, а также роспись стен и потолков собора.
Архангело-Михайловский Женский Монастырь находится на ул. Успенская, 46
С разрешения Святейшего Синода в 1828 г была заложена Михайло-Архангельская церковь. По окончании строительства в 1833 г, церковь имела два придела: во имя св. Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери Феодоровской. До 1841 г в Херсонско-Таврической епархии действовали четыре мужских монастыря и ни одного женского.
В 1841 г при церкви с Высочайшего разрешения был учрежден женский монастырь 3-го класса с целью «воспитания и образования сирот женского пола духовного звания». Строительство монастыря осуществлялось при содействии одесских негоциантов.
Торжественное освящение — состоялось 9 мая, по старому стилю, 1844 г. При монастыре был открыт сировоспитательный приют для круглых сирот духовного звания, позже преобразованный в Епархиальное женское училище. С тех пор монастырь стал очагом благотворительности, милосердия и духовности, а в дальнейшем прославился иконописью, шитьем риз.
В 1923 г монастырь закрыли, а в 1931 — его Архангело-Михайловский собор был взорван. Монастырские помещения перешли к Высшей сельскохозяйственной школе. Во время румынской оккупации, в 1842 г, монастырь вновь был открыт.
Новое закрытие монастыря произошло в 1961 году, с началом очередного периода ликвидаций очагов христианства по всей стране. Возрождение Архангело-Михайловского женского монастыря началось в 1991 г. В апреле 1993 г монастырю возвратили часть сохранившихся помещений, в которых располагалась туберкулезная больница и с 1 мая начались богослужения в открытом Архангело-Михайловском храме.
Под руководством настоятельницы обители игуменьи Серафимы монастырь превратился в настоящий православный и культурный центр в Одессе. На его территории возведен монастырский приют
— современное здание Дома Милосердия, построена часовня, Музей «Христианская Одесса».
Римско-Католический Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы по ул. Екатерининская, 33 начали возводить в 1847 г по проекту архитектора Франческо Моранди. Храм освятил 16 августа 1853 г епископ Фердинанд Канн.
Храм построен в форме латинского креста. Внешне его стиль можно назвать как смешанный романский и готический. Фронтоны и окна колокольни выполнены в готическом стиле, двойные полукруглые окна, восьмиугольный купол – в романском.
К собору вели три входа, над центральным размещался орган. Рассчитан собор был примерно на 2000 верующих. В храме была икона Божьей Матери – оригинал работы известного флорентийского художника XVII века Карло Дильче (подарена собору доктором Рено в честь освящения в 1853 г). От Святейшего Отца Пия ІХ собору была подарена мраморная крестильница. Настоящим произведением искусства была мраморная резьбленная кафедра, которая не сохранилась до наших дней.
В храме были похоронены одесский городской голова Александр Ланжерон, отец Георгий Разутович, тираспольский епископ Викентий Липский и каноник Франц-Ксаверий Климашевський.
В 1935 г наступили тяжелые времена для храма. При коммунистической власти собор был закрыт, а в здании устроили болгаро-немецкий клуб. Некоторые ценные вещи из собора удаль сохранить в храме св. Петра. В начале войны немцы возвращают католическому обществу отобранный собор. Но в 1949 г храм страдает от варварского разрушения: сносятся колонны, разбивается мрамор, в середине строят несколько этажей. Храм превращается в спортивный зал, а места захоронения священников и графа Ланжерона – на ямы для прыжков в длину.
Политические изменения в 80 и 90-х годах прошлого столетия благоприятствовали тому, что верующие Одессы стали добиваться возвращения храма. И 9 августа 1991 року отец-прелат Тадеуш Хоппе получил ключи от разрушенного храма. С этого момента собор постоянно реставрируется: восстановлены памятные доски на месте захоронения Ланжерона и епископов. В 2003 году из церкви св. Петра в собор были возвращены образ Успения Пресвятой Богородицы, картины Крестного Хода, крестильня.
В настоящее время в соборе проходят концерты, выставки, молитвенные встречи. Много приезжих в Одессу приходят сюда, чтобы увидеть местные святыни и дотронуться до памятника христианской истории города.
Не обошлось и без кусочка востока в Одессе. В 2001 году по заказу сирийского бизнесмена Кивана Аднана была построена мечеть Арабского культурного центра, которую можно посетить по ул. Ришельевская, 49 (тел. (0482) 37-91-60)
Арабский культурный центр выступает за справедливость и демократию. Основным его лозунгом является фраза «Не важно, какую религию ты исповедуешь, главное, чтобы ты исповедовал духовность». Именно поэтому в арабском центре открыты двери для всех и для каждого.
Залы мечети можно бесплатно посетить в любой день (с 11 до 17 часов), кроме паломнических, обычно это пятница.
При входе в молельный зал мужчины и женщины должны снять обувь, а женщинам выдаются длинные халаты с капюшонами.
В зале для молитв очень красиво и просторно. Ажурная вязь на перилах лестниц и архитектурных элементах делают внутреннее убранство мечети изящным и воздушным. Кроме нескольких небольших полочек для книг по бокам залы, больше никакой мебели нет. Весь пол застлан мягким ковром, рисунок которого как бы делит ковер на равные квадраты. Как нам объяснил служащий мечети, эти квадраты служат условным разграничением сидячих мест для молящихся. Впереди залы — алтарь с арабской вязью. А под потолком главное украшение — большая хрустальная люстра, сияющая сотнями огоньков.
Арабский культурный центр открыт не только для экскурсий, знакомящих людей с арабской культурой. Образовательная и просветительская деятельность Центра включает действующую школу для обучения всех желающих арабскому языку — бесплатно.
В Арабском культурном центре работает библиотека. Здесь есть различные книги, которые рассказывают о настоящих и древних традициях арабских стран, их обычаях и культурах.
Источник: www.nice-places.com.