Винницкий литературно-мемориальный музей М.М. Коцюбинского

 

Михаил Коцюбинский — одна из наиболее ярких и своеобразных личностей в
украинской и всей мировой литературе конца XIX — начала XX столетия. В своих
произведениях он показал силу и революционную энергию трудящихся, их
непреодолимую стойкость в борьбе за новый, справедливый общественно-политический
строй, отобразил социальные и национальные устремления украинского народа,
воспел его высокую поэтичность.

Литературное наследие М. М. Коцюбинского, как и творчество И. Я. Франко, П. А.
Грабовского, Леси Украинки, В. С. Стефаника, открыло перед украинской
литературой новые пути, новые творческие возможности, обогатило метод
критического реализма качественно новыми чертами.

М. М. Коцюбинский принадлежит к тем передовым художникам, которые утверждали в
украинской литературе принципы социалистического реализма. Он значительно
расширил тематические и идейно-эстетические горизонты родной литературы, углубил
ее философское и художественное восприятие мира.

Общественно-политические и эстетические взгляды автора «Fata morgana»
сформировались под влиянием Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, Н. Г. Чернышевского,
Н. А. Добролюбова и других деятелей передовой украинской, русской и зарубежной
литератур. Но окончательно его мировоззрение выкристаллизовалось под влиянием
идей научного социализма.

Начав свой революционный путь с народничества, М. Коцюбинский закономерно пришел
в лагерь борцов за освобождение рабочего класса и трудового крестьянства. Своим
пером он боролся против царского самодержавия и буржуазно-помещичьего строя. В
наше время страстное слово М. Коцюбинского стало могучим оружием в борьбе за
светлые идеалы воли, равенства и братства всех народов.

Литературный ученик и земляк М. Коцюбинского лауреат Ленинской премии Михаил
Стельмах так сказал о творческом наследии писателя: «Все, дорогой Михаил
Михайлович, что написано кровью Вашего сердца, осталось в памяти всего нашего
народа, а слово и краса именем народа вошли в бессмертие».

В небольшом старинном доме на улице Ивана Бевза в Виннице всегда много
посетителей. Более ста лет тому назад, 17 сентября 1864 года, здесь родился М.
М. Коцюбинский.

Усадьбу Коцюбинских заложил еще в 20-х годах прошлого столетия дед писателя по
матери Максим Абаза. На безлюдной тогда окраине Винницы он приобрел участок
земли и построил хутор, назвав его Абазовкой.

Винницкий литературно-мемориальный музей М.М. Коцюбинского
В современных границах усадьбы Коцюбинских сохранились дом, которому уже свыше
170 лет, амбар, небольшая сторожка, часть сада.

В родном доме М. Коцюбинский прожил с некоторыми перерывами 33 года, то есть две
трети своей недолгой жизни.

Здесь, на Подолии, овеянной славой народных героев Ивана Богуна, Ивана Гонты,
Устима Кармалюка, декабристов, и прошли детские и юношеские годы писателя.

Материальные затруднения заставляли Гликерию Максимовну, мать писателя,
распродавать по частям свою усадьбу. В 1897 году, продав дом и остаток земли,
Коцюбинские навсегда оставили Винницу и переехали в Чернигов.

До революции винницкая усадьба М. Коцюбинского была крайне запущена. Она
переходила от одного собственника к другому, разрушалась. Но местные власти
безразлично относились к памяти писателя.

Только после победы Великого Октября настоящие хозяева города — трудящиеся
приняли меры к сохранению усадьбы Коцюбинского.

25 сентября 1924 года по постановлению Подольского губ-кома дом М. М.
Коцюбинского был объявлен памятником старины и взят под государственную охрану.
Специальная комиссия, созданная в 1926 году, развернула широкую деятельность,
направленную на увековечение памяти М. Коцюбинского. За короткое время был
отремонтирован дом и приведена в порядок усадьба писателя, собраны вещи,
документы и другие материалы, связанные с его жизнью и творчеством.

8 ноября 1927 года, в честь десятой годовщины Великого Октября, в доме М. М.
Коцюбинского состоялось торжественное открытие музея его имени.

Винницкий литературно-мемориальный музей М. М. Коцюбинского — значительное
культурное и научно-методическое учреждение. Среди его сотрудников были младший
сын писателя Роман Коцюбинский, ныне известный украинский драматург и прозаик
Александр Левада и другие деятели культуры, много сделавшие для изучения и
популяризации творчества М. М. Коцюбинского.

За время существования музея здесь побывало свыше полутора миллиона посетителей.
Со всех уголков Украины, из братских советских республик и из-за рубежа
приезжают сюда почитатели могучего и жизнеутверждающего таланта М. Коцюбинского.

В скромном домике писателя бывают рабочие, служащие, хлеборобы, учащиеся,
студенты.

Из года в год пополняется экспозиция музея, обогащаются его фонды. Более пяти
тысяч оригинальных документов, архивных материалов, фотокопий рукописей,
фотографий, картин, скульптур, иллюстраций известных художников и других
экспонатов рассказывают о жизни, творческом пути, общественной и революционной
деятельности М. М. Коцюбинского.

Перед входом в здание музея, на гранитном постаменте, установлен бюст М. М.
Коцюбинского работы заслуженного деятеля искусств УССР скульптора Ивана Гончара.

На фасаде здания — две мемориальные доски. На одной высечено: «Здесь родился и
жил Михаил Коцюбинский». На другой читаем: «В этом доме родился выдающийся
государственный, партийный и военный деятель Советской Украины, сын писателя
Юрий Коцюбинский (1896-1938 гг.)».

Экспозиция Винницкого музея М. М. Коцюбинского размещена в пяти комнатах
мемориального здания. Построена она по монографическому принципу.

После реставрации здания музея в нем все воссоздано так, как было при жизни
писателя.

Небольшая застекленная веранда ведет в просторные сени. На стене — слова,
выражающие художественное кредо писателя: «Я весь среди своих героев — живу их
жизнью, разделяю их горе и радости, говорю их языком и преданный их интересам»
(М. Коцюбинский).

Слева — вход в небольшую кухню. Она оформлена в старинном украинском народном
стиле.

В первой и второй комнатах жила бабушка М. Коцюбинского — Абазова. Теперь здесь
размещены материалы, рассказывающие о детских и юношеских годах Михаила, начале
его литературной деятельности. Экспонируются документы про род М. Коцюбинского,
оригинал метрической книги с записью о его рождении.

Отец будущего писателя, Михаил Матвеевич, занимал должность секретаря Винницкого
уездного суда. После судовой реформы 1872 года он потерял работу и семье
Коцюбинских пришлось в том же году оставить Винницу и ехать в село Радовцы
Литинского уезда, где Михаил Матвеевич получил должность волостного писаря.

Так начались многолетние странствования семьи Коцюбинских по селам и городкам
Подолии. На стене экспонируется электрифицированная карта «Места пребывания М.
Коцюбинского на Винничине», на которой отмечены населенные пункты, где жила
семья Коцюбинских: Радовцы, Бар, Кукавка, Станиславчик…

Впечатления, вынесенные Коцюбинским с Подолии, где он впервые столкнулся с
народной жизнью и убедился в несправедливости буржуазно-помещичьего строя
царской России, а также знакомство с устным народным творчеством сыграли важную
роль в формировании мировоззрения и творческого метода писателя.

В 1875 году Коцюбинский поступил и в 1876 году закончил последний — третий —
класс Барского народного училища.

В 1876 -1880 годах юноша учился в Шаргородской духовной школе. Здесь он с
увлечением читает произведения Т. Шевченко, Марко Вовчок, философские и
социально-политические труды Ш. Фурье, Л. Фейербаха, В. Белинского, Н.
Чернышевского.

Под стеклом витрины — старые издания произведений Т. Г. Шевченко, В. Г.
Белинского, Н. А. Добролюбова и других классиков украинской и русской литератур.
Некоторые из выставленных книг принадлежали писателю,

О влиянии, которое оказала прогрессивная литература на формирование
мировоззрения М. Коцюбинского, свидетельствует представленный в экспозиции
отрывок из его письма к литературоведу и критику М. Мочульскому от 17 ноября
1905 года: «…Чтение настолько перевернуло мое мировоззрение, что из необычайно
религиозного мальчика, каким я был до 12 лет, я стал на 13 году жизни атеистом,
а на 14 социалистом».

После окончания Шаргородской духовной школы М. Коцюбинский мечтает сдать
экзамены на аттестат зрелости и поступить в университет. Он едет в
Каменец-Подольский. Этот город оказал большое влияние на Коцюбинского. В 1881
году здесь возникает одна из крупнейших револю ционных народнических организаций
на Украине — «Подольская дружина».

Организаторами и участниками ее были Григорий Львович, Виталий Дзюбинский,
Валериан Боржковский и другие. С участниками «Подольской дружины» и «Подольской
группы партии «Народная воля», возникшей в 1883 году, Коцюбинский установил
тесные связи. В музее экспонируется текст письма М. Коцюбинского к Василию
Лотоцкому, в котором он вспоминает о своем увлечении народническими идеями.

Жандармерии удалось выследить и разгромить подпольны*» организации в
Каменце-Подольском. В ходе следствия были установлены связи М. Коцюбинского с
участниками «Подоль ской группы партии «Народная воля». Это обстоятельство
послужило поводом к обыску на квартире писателя в Виннице 18 апреля 1883 года.
Экспозиция знакомит с протоколом этого обыска, найденным в архиве жандармского
управления, картиной художника Л. Стиля «Обыск на квартире М. Коцюбинского» и
другими материалами.

Не имея оснований для ареста, полиция все же взяла подозрительного юношу на
учет, а в 1884 году — под свое «особое наблюдение».

На народнических позициях Коцюбинский стоял недолго. Глубокое изучение жизни
народа, развертывание освободительного движения в стране, влияние передовых
идей, особенно научного социализма, обусловили эволюцию его мировоззрения в
сторону революционной демократии.

Однако влияние народнических иллюзий сказалось на первых произведениях М.
Коцюбинского.

В экспозиции выставлены фотокопия титульной страницы первого известного
произведения М. Коцюбинского «Андрей Соловейко, или Учение свет, а неучение
тьма», фотокопии других ранних рассказов.

Осуществить мечту об учебе в университете Коцюбинскому не удалось. После смерти
отца все заботы о семье легли на плечи 18-летнего юноши. Единственным средством
к существованию была частная педагогическая деятельность. Ей он и отдал десять
лучших лет своей жизни.

Как человек передовой и гуманный Коцюбинский пользовался большим авторитетом
среди общественности Винницы. В марте 1888 года его избирают гласным городской
думы.

Весной 1890 года Михаил Коцюбинский дебютировал в печати. Перед нами — первое
печатное произведение писателя «Наша хатка», титульная страница львовского
журнала «Дзв1-нок», в котором появилось это стихотворение.

Хотя фактически М. Коцюбинский окончил только Шар-городскую духовную школу, но
благодаря постоянной работе над собой он стал одним из наиболее просвещенных
людей своего времени. Современники Коцюбинского отмечают его широкую эрудицию, в
частности глубокое знание истории, философии, литературы, музыки, искусства.
Писатель владел девятью языками.

Осенью 1891 года М. Коцюбинский экстерном сдал экзамен на звание народного
учителя при Винницком реальном училище. Об этом свидетельствует экспонируемая
страница журнала (оригинал) педагогического совета училища. В том же году Михаил
Михайлович уехал в село Лопатинцы Ямпольского уезда (теперь Шаргородского
района), где устроился домашним учителем у бухгалтера сахарного завода.

В Лопатинцах Коцюбинский изучает жизнь и быт трудового крестьянства, собирает
фольклорный материал. Его наблюдения, встречи и разговоры с крестьянами, образы
народной поэзии — все эти впечатления помогли впоследствии писателю создать
такие шедевры художественного слова, как «Fata morgana», «Intermezzo» и другие
повести и рассказы.

Отдельный раздел музейной экспозиции знакомит с молдавским периодом жизни
Коцюбинского, а также с его пребыванием в Крыму. В витринах — прижизненные
издания рассказов «Для общего добра», «Под минаретами», «В сетях шайтана» и
других произведений, созданных в этот период.

Вторая комната музея посвящена черниговскому периоду жизни М. М. Коцюбинского. В
город на Десне — Чернигов Михаил Михайлович переехал в 1897 году. Однако
«политически неблагонадежному» писателю нелегко было найти работу. Оставив семью
в Чернигове, он устроился в редакции газеты «Волынь», которая выходила в
Житомире. Здесь он опубликовал ряд статей под названием «Свет и тени русской
жизни». Это образцы яркой, боевой публицистики. Коцюбинский выступает в защиту
прав трудящихся, в частности рабочих, осуждает шовинистическую, угнетательскую
политику царского правительства.

В начале 1898 года Коцюбинскому все же удалось устроиться в Чернигове, в
статистическом бюро.

Годы службы в статбюро значительно обогатили биографию писателя. Вместе с М.
Коцюбинским работали члены РСДРП М. О. Черлюнчакевич — руководитель черниговской
группы социал-демократов, С. Суворов-Борисов — большевик, участник IV
Объединительного съезда РСДРП. В экспозиции — фотография М. О, Черлюнчакевича,
фото здания статбюро в Чернигове.

В личной библиотеке писателя были произведения Карла Маркса, Фридриха Энгельса,
В. И. Ленина. Он принимает активное участие в распространении марксистской
литературы, устанавливает связи с революционным подпольем.

В витринах — книги, которые Коцюбинский рассылал корреспондентам земства, в
частности «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, «К
сельской бедноте», «Победа кадетов и задачи рабочей партии» В. И. Ленина и
другие. Из экспонируемых здесь жандармских донесений узнаем, что в Чернигове
существовала нелегальная типография, которой руководили М. Коцюбинский и Ь.
Гринченко.

Музейная экспозиция рассказывает о славных революционных традициях семьи
Коцюбинских. Здесь представлены фотографии и архивные документы, которые
знакомят с революционной деятельностью Веры Устимовны Дейши — жены писателя.
Экспонируются интересные материалы о младшей сестре Михаила Михайловича Ольге,
учительнице по профессии. За распространение нелегальной литературы она на
протяжении всей жизни находилась под тайным надзором полиции.

Достойными своих родителей были дети М. Коцюбинского- Юрий, Оксана, Ирина,
Роман. Особый интерес вызывают материалы, рассказывающие о жизни и деятельности
Юрия и Оксаны, которые еще до Великого Октября вступили в ряды Коммунистической
партии.

Старший сын писателя Юрий Михайлович был активным участником Великой Октябрьской
социалистической революции. В январе 1918 года Ю. М. Коцюбинского назначили
Главнокомандующим Вооруженными Силами Украинской Советской Республики. Его
деятельность на этом посту отметил В. И. Ленин.

Оксана Михайловна стала женой известного советского военного деятеля, командира
корпуса Червоного казачества Виталия Примакова. В годы гражданской войны она
выполняла ответственные поручения партии и командования.

В витрине — произведения украинских советских писателей, посвященные М.
Коцюбинскому и его семье: киносценарий А. Левады «Семья Коцюбинских», повести И.
Цюпы «Через тернии к звездам», И. Муратова «Исповедь на вершине» и другие.

Конец XIX — начало XX столетия — период кристаллизации
революционно-демократического мировоззрения и дальнейшего роста художественного
мастерства М. Коцюбинского. Написанные в этот период произведения — «Дорогой
ценой», «Поединок», «Цвет яблони» привлекают внимание читателя новизной
тематики, художественных образов и приемов.

Коцюбинский был писателем-интернационалистом. Он с глубоким уважением относился
к национальным культурам всех народов России и зарубежных стран. Михаил
Михайлович увлекался произведениями Л. Н. Толстого, Н. Е. Салтыкова-Щедрина, Г.
И. Успенского, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. М. Горького и
других писателей.

В экспозиции музея — портреты лучших деятелей русской литературы, высказывания о
них Коцюбинского.

На протяжении всей своей жизни писатель поддерживал тесные связи со многими
прогрессивными культурными и об щественными деятелями Украины. Материалы
экспозиции рассказывают о творческих отношениях Коцюбинского с Панасом Мирным,
Лесей Украинкой, Ольгой Кобылянской, Иваном Франко. Особенно много материалов,
свидетельствующих о дружбе писателя с Иваном Франко. Великий Каменяр был для
Коцюбинского образцом истинно народного писателя, ученого и борца за свободу.

В 1899-1913 годах «Украинско-русский издательский союз» во Львове издал при
содействии И. Франко и В. Гнатюка шесть сборников рассказов и повестей М.
Коцюбинского. Благодаря этому творчество украинского писателя стало доступно
широкому кругу читателей, имя его приобрело популярность среди многих народов
России и зарубежных стран.

Экспозиция знакомит с фотокопиями титульных страниц шведского, немецкого,
чешского и других изданий произведений М. Коцюбинского.

Следующий раздел экспозиции посвящен одному из лучших произведений писателя,
шедевру мировой литературы — повести «Fata morgana». Это художественная эпопея о
революции 1905 — 1907 годов в России.

В повести нашли отображение разные формы крестьянского движения — экономические
стачки, политические демонстрации, национализация имения и другие.

В витринах выставлены документы, которые изучал писатель, работая над повестью,
в частности тексты обвинительных актов против крестьян Черниговщины, принимавших
участие в революции; здесь же черновые варианты начальных страниц произведения,
авторские характеристики действующих лиц и другие материалы.

В повести «Fata morgana» автор правдиво отображает расстановку классовых сил
накануне и в ходе революции 1905 года, впервые в украинской литературе
показывает два направления революционной борьбы — организованное, возглавленное
рабочим Марком Гущей, и стихийное, олицетворением которого является батрак Хома
Гудзь.

Внимание посетителей привлекают многочисленные иллюстрации к повести,
выполненные известными украинскими художниками В. Касияном, И. Ижакевичем, Г.
Якутовичем.

В третьей комнате музея, где родился и жил Коцюбинский, ныне воспроизведена
обстановка кабинета-гостиной писателя. Напротив окна — письменный стол, кресло,
с правой стороны — этажерка с книгами. На столе — письменные принадлежности,
лампа, почтовая бумага. В этой уютной гостиной собирались друзья писателя —
Виталий Дзюбинский, Валена

риан Боржковский, Григорий Львович, сестры Недоборовские и другие юноши и
девушки, принадлежавшие к народническим организациям.

Четвертую, самую большую, комнату во время пребывания здесь семьи Коцюбинских
занимала мать писателя Гликерия Максимовна и его сестры — Лидия и Ольга.

Экспозиция открывается материалами, посвященными характеристике новелл,
написанных в 1906-1912 годах.

Первая русская революция 1905-1907 годов потерпела поражение. Но Коцюбинский
остался верен идеалам революции. В мрачное время реакции он создает
высокохудожественные социально-психологические новеллы «Смех», «Он идет!», «В
дороге», «Persona grata», «Intermezzo», «Неизвестный». В центре их — насущные
проблемы социально-политической жизни: интеллигенция и ее связь с народом,
художник и общество, литература и ее активная роль в общественно-политической
жизни. В экспозиции представлены фотокопии ряда этих произведений, автографы
первых страниц, рисунки художника И. Филонова к новеллам «Смех», «Intermezzo».

Несмотря на напряженную творческую работу и изнурительную службу, Коцюбинский
всегда был в гуще общественной жизни. Как свидетельствуют экспонируемые
документы, в 1906 году его избрали председателем черниговской «Просвиты». Под
руководством Коцюбинского деятельность этой организации получила политическую
направленность. Легальность «Просвиты» писатель стремился использовать для
пропаганды революционных идей.

Следующий раздел экспозиции посвящен теме — «М. Горький и М. Коцюбинский». Ряд
материалов рассказывает о первой встрече М. Горького с М. Коцюбинским в 1909
году на острове Капри. До последних дней жизни М. Коцюбинского писатели
оживленно переписывались. В музее можно познакомиться с фотокопиями некоторых из
этих писем, а также с автографами на книгах, которыми обменивались писатели.
Экспонируется картина художника Г. Якутовича «М. Коцюбинский и М. Горький»,
работа заслуженного деятеля искусств УССР внука писателя Флориана Коцюбинского
«Максим Горький и М. Коцюбинский на о. Капри».

Из музейной экспозиции видно, что М. Коцюбинский познакомился и общался на Капри
со многими представителями русской культуры, в том числе с И. Буниным, А.
Луначарским, Ф. Шаляпиным, с польскими писателями Стефаном Жеромским и
Леопольдом Стаффом и другими.

Но самым важным событием в жизни Коцюбинского бы его встреча с В. И. Лениным,
которая состоялась в июне 1910 года на квартире у М. Горького. Памятуя о
«всевидящем оке» царской жандармерии, поднадзорный писатель о своем знакомстве с
В. И. Лениным рассказал только ближайшим друзьям, в частности И. Г. Дроздову,
делегату IV съезда РСДРП от Черниговской социал-демократической организации.
Экспонируется отрывок из воспоминаний Дроздова.

После знакомства и встречи на Капри Владимир Ильич глубже заинтересовался
творчеством и общественной деятельностью украинского писателя. Из фотокопии
каталога книг В. И. Ленина, находящейся в экспозиции, узнаем, что в Кремлевской
библиотеке вождя хранится двухтомник избранных произведений М. Коцюбинско о. В
музее представлены также другие документы, в частности свидетельство В. Д.
Бонч-Бруевича о том, что В. И. Ленин считал автора «Fata morgana» близким к
большевистскому направлению.

В 1910 году М. Коцюбинский возглавляет кружок литературной молодежи, которая
собиралась на квартире писателя по субботам.

Перед посетителями — фоторепродукция картины художника Ю. Балановского «На
литературной субботе JVV Коцюбинского». Участниками этих «суббот» были П.
Тычина, В. Эллан (Блакитный), С. Устименко и другие начинающие литераторы.

В последние годы своей жизни, как свидетельствует М. Горький, Коцюбинский
«настраивался на героический лад», вынашивал замысел произведений об Олексе
Довбуше, Усти-ме Кармалюке и других национальных героях Украины.

Писатель поддерживал тесные связи с деятелями культуры Западной Украины. Он не
раз бывал во Львове и других западноукраинских городах. Красота Гуцульщины, ее
трудовые люди, их обычаи, народная поэзия навеяли М. Коцюбинскому тему и образы
одного из наиболее поэтичных произведений мировой литературы, которое стоит
рядом с «Лесной песней» Леси Украинки, — повести «Тени забытых предков».

В экспозиции — фотографии мест, которые посетил писатель в Карпатах, его
высказывания об этом живописном уголке украинской земли, этнографические
сборники и много других экспонатов о жизни гуцулов.

Завершается экспозиция этого раздела материалами о смерти и похоронах великого
художника слова. До последних дней жизни писатель не выпускал из рук своего
оружия — пера. Уже смертельно больной, Коцюбинский написал преисполненный
оптимизма очерк «Хвала жизни!».

Смерть М. М. Коцюбинского была тяжелой утратой для украинского народа. Писатель
умер на 49-м году жизни в расцвете таланта, не успев осуществить многих своих
Творческих замыслов.

В экспозиции — фотокопия текста из написанного В. И. Лениным проекта выступления
большевистского делегата Г. И. Петровского в IV Государственной думе. Разоблачая
политику национального угнетения, выступающий резко осудил царское
правительство, которое, в частности, предприняло ряд мер, чтобы избежать
народной демонстрации во время похорон М. М. Коцюбинского. Здесь же — текст
телеграммы М. Горького, фотокопия записи в метрической книге о смерти М. М.
Коцюбинского, журнал «Голос минувшего» за апрель 1913 года с некрологом о
писателе.

Пятая, последняя, комната музея знакомит с материалами, свидетельствующими об
огромной популярности произведений М. М. Коцюбинского в братских республиках
Советского Союза и за рубежом. Ряд экспонатов рассказывает об увековечении
памяти писателя.

Именем Коцюбинского названы на Украине населенные пункты, колхозы, театры,
улицы, парки. В Виннице имя писателя носят одна из центральных магистралей,
кинотеатр, школа, дом отдыха. А на Южном Буге есть так называемая «Скала
Коцюбинского» — живописное место, где любил отдыхать писатель.

Образ Коцюбинского увековечен в художественной литературе, живописи, скульптуре,
музыке, народном искусстве. В экспозиции — книга Л. Смелянского «Михаил
Коцюбинский», стихи Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Андрея
Малышко.

На отдельном стенде — кадры из кинофильмов, поставленных по произведениям
Коцюбинского, — «Пе коптер», «Дорогой ценой», «Тени забытых предков» и др.

В шкафу — произведения М. Коцюбинского, в частности редкие издания времен
гражданской и Великой Отечественной воен, многочисленные фотоснимки, письма
бывших воинов, партизан и подпольщиков. Эти документы свидетельствуют, что образ
Коцюбинского, его произведения были рядом с советскими патриотами в самую
тяжелую годину испытаний — на фронтах, в партизанских соединениях,
антифашистском подполье. Имя Коцюбинского носили партизанские отряды, подпольные
группы. Слово писателя звучало в годы Великой Отечественной войны в
радиопередачах, на антифашистских митингах, со страниц печати.

И сегодня светлый образ писателя-гуманиста и патриота живет в сердце нашего
народа.

Творчество М. М. Коцюбинского завоевало любовь и всенародное признание. По
данным Всесоюзной книжной палаты и Книжной палаты УССР, произведения украинского
беллетриста изданы за годы Советской власти 385 раз на многих языках народов
СССР. Общий тираж этих изданий — более 12 миллионов экземпляров. Это одно из
проявлений духовного единения народов Советского Союза.

В многочисленных поздравлениях, телеграммах, книгах с автографами писатели
разных национальностей высказывают свое уважение к классику украинской
литературы.

Музейная экспозиция рассказывает о переводах произведений М. Коцюбинского за
рубежом. В шкафах и витринах выставлены книги писателя, вышедшие в Болгарии,
Чехословакии, Англии, Испании, Канаде, Франции, Швеции, Японии и в других
странах.

В витринах — тексты приветствий музею по случаю 100-летия со дня рождения
писателя, которое было отмечено передовой общественностью всего мира, 50-летия
со дня основания литературно-мемориального музея его имени.

Книга отзывов знакомит с взволнованными записями многочисленных гостей музея.
Известный туркменский поэт, участник боев за освобождение Украины от фашистских
захватчиков Анна Ковусов и украинские писатели Василий Земляк и Виктор Кочевский
оставили такую запись: «Чтим Коцюбинского, учимся у Коцюбинского, лелеем его в
нашей литературе, так как он является образцом работы, творчества и борьбы».

Вот и завершилась наша экскурсия. Посетители — количество их с каждым годом
увеличивается — выражают благодарность организаторам музея за создание
своеобразного памятника украинской культуры, дающего возможность глубже
познакомиться с жизнью и творчеством выдающегося писателя-интернационалиста М.
М. Коцюбинского.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.