Лейтмотивом работы тысяч российских туристских агентств сегодня является
«свобода выбора туриста». Речь идет о достаточно новом феномене и радикальном
изменении системы индустрии туризма Советского Союза, где существовало несколько
туроператоров, работа которых была направлена на определенную клиентуру.
С конца 50-х гг. XX в. в условиях ослабления международной напряженности и
развития культурно-экономических контактов между странами резко расширились
международные туристские связи.
Туризм и международные обмены в СССР осуществлялись общественными организациями
и входящими в их структуру специализированными туристскими подразделениями.
Организационную структуру системы туризма и обменов образовывали массовые
организации трудящихся и молодежи, государственные органы по туризму и другие
общественные объединения и общества. Рассмотрим их деятельность более подробно.
Главное управление по иностранному туризму при Совете министров СССР (с 1983 г.
Государственный Комитет СССР по иностранному туризму).
Эта структура, имевшая статус министерства, отвечала за управление «Интуриста»,
который как туристское агентство занимался всеми иностранными туристами и теми
советскими гражданами, которые желали поехать за границу. «Интурист»
обеспечивал обслуживание советских туристов за границей на комиссионных
началах, на основе договоров с иностранными туристскими фирмами, которые брали
на себя обслуживание советских туристов во время их заграничного путешествия.
В подчинении «Интуриста» находились все гостиницы, базы отдыха, транспорт,
услуги и гиды, работавшие с иностранными туристами. Зарубежные гости, деловые
люди, политики, корреспонденты, приезжавшие в СССР, могли организовать свои
поездки только одним способом – воспользоваться услугами «Интуриста».
Отсутствие конкуренции способствовало тому, что «Интурист» превратился в мощную
организацию, имевшую тысячи рабочих рук и целую цепь лучших отелей по стране.
Имея 32 представительства за рубежом, «Интурист» являлся национальным домом туризма СССР.
ЦК ВЛКСМ (Центральный Комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза
молодежи) через свое бюро Международного молодежного туризма «Спутник»,
созданное в 1958 г., занимался организацией поездок для молодежи (от 16 до 30
лет) и студентов по стране и за границу. В деятельности Бюро существовало три
основных направления: международный молодежный обмен, внутрисоюзные путешествия
советской молодежи, начатые «Спутником» в 1963 году, и организация отдыха в
туристских центрах.
Организационные структуры «Спутника» были сродни «Интуристу», но представляли
собой более мелкие единицы. «Спутник» также имел в своем распоряжении
собственный транспорт, гидов, туристские центры и т.п. В советское время
«Спутник» сотрудничал с сотнями зарубежных молодежных и студенческих
организаций многих стран мира. Более 100 маршрутов предлагалось им для
зарубежной молодежи, решившей путешествовать по Советскому Союзу. На Кавказе, в
Крыму и других местах функционировали международные молодежные лагеря, в которых
совместно отдыхала советская молодежь и представители из-за рубежа.
ЦСТЭ (Центральный совет по туризму и экскурсиям) ВЦСПС (Всероссийского
центрального совета профессиональных союзов),
имевший сеть своих профсоюзов на различных предприятиях и в министерствах, все
работники которых были членами профсоюзов, играл важную роль в сфере туризма.
ЦСТЭ ВЦСПС, ведущий свою историю с 1936 г., располагал собственными базами
отдыха для работников министерств и крупных предприятий, отвечал за прием
профессиональных иностранных групп. Данное учреждение советских профсоюзов
организовывало туристско-экскурсионные путешествия по СССР для всех групп
населения, направляло развитие самодеятельного туризма, вело обмен с зарубежными
профсоюзными организациями, осуществляло руководство республиканскими, краевыми
и областными советами по туризму и экскурсиям (СТЭ). Для организации выездного
туризма за границу ЦСТЭ пользовался услугами «Интуриста», выступавшего в роли
посредника и продававшего свои путевки через местные туристские управления тем,
кто хотел поехать в заграничный тур.
Большое количество предприятий и министерств имели в своем распоряжении по
одному или несколько домов отдыха на территории СССР, которыми пользовались
работники этих учреждений. Министерство Обороны или сотни крупных предприятий, к
примеру, даже в настоящее время оплачивают поездки на отдых своих работников, а
также их семей.
В роли пятого элемента организационной структуры системы туризма и международных
обменов выступала Коммунистическая Партия,
имевшая в своем распоряжении дома отдыха высокого уровня, доступ к которым был
открыт только для узкого круга лиц.
Помимо названных организаций, иностранцы, посещавшие СССР на правах туристов,
принимались советским Комитетом защиты мира, Комитетом советских женщин, Союзом
советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) и др.
В каждом творческом союзе – композиторов, журналистов, писателей и т.д.
имелись комиссии по содействию развитию иностранного туризма.
Туристские отделы имелись в крупных спортивных обществах, таких как «Динамо»,
«Спартак» и др. В большинстве случаев на правах туристов в Советский Союз
приезжали и многие участники различных международных фестивалей, конкурсов,
конгрессов и конференций.
Туристские органы ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ при осуществлении программ национального
туризма исходили из того, что их реализация создавала благоприятные возможности
и условия для развития иностранного туризма в СССР, укрепления его материальной
базы, а следовательно, расширения рамок сотрудничества с зарубежными странами.
Более того, национальный туризм выступал в качестве средства подготовки
трудящихся и учащейся молодежи к общению с представителями других стран и
международному сотрудничеству. Участие в туристско-экскурсионной деятельности у
себя в стране способствовало углублению национального самосознания трудящихся и
молодежи, воспитанию гордости за свою Родину, за принадлежность к новой
исторической общности – советскому народу. Эти качества были важны для советских
людей, выезжавших за рубеж в составе туристских групп.
В тесном единстве с организационными задачами деятельности массовых
общественных организаций и их туристско-экскурсионных органов находились задачи
воспитательного характера. Об этом свидетельствуют принимаемые ими документы.
Так, в Положении о центральном, республиканском, краевом, областном, городском
(районном) совете по туризму и экскурсиям, утвержденном Президиумом ВЦСПС 19
августа 1969 г., сказано, что основными задачами совета являются развитие
массовости туризма и экскурсий среди трудящихся и учащейся молодежи как
действенного средства организации отдыха, способствующего повышению культурного
уровня и укрепления здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у
советских людей любви к социалистической Родине, верности революционным, боевым
и трудовым традициям народа.
В первом Положении о Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник»,
принятом ЦК ВЛКСМ 24 июня 1958 г., речь шла о необходимости упрочнения братских
связей с юношами и девушками стран народной демократии, расширения политических
и культурных контактов с молодежью капиталистических стран, создания
дополнительных
благоприятных условий для распространения среди зарубежной общественности
правдивой информации о жизни советского народа1.
В последующий период развития внутреннего иностранного туризма в стране,
расширения социальной базы туристско-экскурсионной деятельности, международных
туристских связей советских людей указанные вопросы также находят отражение в
уставных документах (положениях) о центральных туристских организациях.
Реализация поставленных ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ задач в области международного туризма
предполагала следующие основные направления деятельности туристских организаций
профсоюзов и ВЛКСМ: осуществление интернациональных туристских связей советских
трудящихся и учащейся молодежи; организация советского туризма за границу;
сотрудничество с зарубежными региональными и международными организациями и
объединениями; финансово-экономическое регулирование туристского обмена; работа
по подбору, расстановке и обучению кадров и внештатного актива; развитие
материальной базы туризма; совершенствование сети транспортных и туристских
маршрутов и объектов показа и экскурсий; улучшение культуры и качества
туристско-экскурсионного обслуживания; переход на новые методы хозяйствования.
На всех этапах истории советского общества ВЦСПС и ВЛКСМ проводили линию на
улучшение международных туристских связей, добивались того, чтобы в поле зрения
профсоюзных и молодежных организаций на всех уровнях, их туристских органов было
углубление содержания и расширения форм сотрудничества:
—
с туристскими организациями профсоюзов и молодежных объединений
социалистических и освободившихся стран;
—
демократическими организациями трудящихся и юношества капиталистических стран;
—
организациями любой другой политической организации, проявляющей интерес к
СССР, отстаивающей принципы мирного сосуществования государств с различными
общественными системами, борющимися за мир, против угрозы войны;
—
международными общедемократическими организациями, объединениями, движениями.
На необходимость расширения сотрудничества по таким направлениям указывалось в
материалах съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, съездов профессиональных союзов СССР,
съездов ВЛКСМ, решениях партийных конференций2.
Насыщая международный туристский обмен интернационалистическим содержанием,
общественные туристские организации, БММТ «Спутник» и ЦСТЭ добивались
определенных результатов. Так, с 1958 по 1986 г. в двухсторонний туристский
обмен БММТ «Спутник» с зарубежными организациями было вовлечено 6,3 млн. молодых
советских и зарубежных туристов, в том числе в СССР побывало почти 3,7 млн.
человек, включая 850 тыс. человек из капиталистических и развивающихся стран,
соответственно за рубеж выехали 2,5 млн. советских юношей и девушек (из них
несколько сотен тысяч – в страны освободившегося мира и капиталистические
государства)3.
Если БММТ «Спутник» или ЦСТЭ ВЦСПС могли конкурировать с «Интуристом» по числу
организованных ими поездок за границу и по стране, то по числу организованных
поездок иностранных туристов на территорию СССР «Интурист» был вне всякой
конкуренции.
Переход России к рыночной экономике лишил монопольного права заниматься
организацией иностранного туризма такие организации, как «Интурист», БММТ
«Спутник», ЦСТЭ ВЦСПС, в результате чего они были вынуждены менять свою
коммерческую политику. Начиная с этого времени организация поездок с туристскими
целями за границу и по территории России стала осуществляться частными
российскими и иностранными туристскими агентствами, число которых в 1992 г.
составляло 2000, а в 2000 г. достигло 91134.
Литература
1. См.: Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. — Киев, 1989. — С.132.
2. Там же. — С.134.
3. См.: Рогатин Б., Квартальнов В. Орбиты «Спутника». — М., 1976. — С.50.
4. Турбизнес. — 2002. — Март. — №3. — С.12.