Туристская ассоциация тихоокеанского района (Pacific Area Travel Association, PATA) — создана по инициативе США в 1952 г. с целью пропаганды и развития туризма в районе Тихого океана и для работы по облегчению формальностей для туристов. Является некоммерческой организацией (получаемая прибыль, например от издания журнала, используется в интересах всех членов ПАТА).В состав ПАТА входят следующие страны и территории, которые группируются по 8 районам:
1. Восточная Азия: Аомынь, о. Окинава, Сянган, о. Тайвань, Южная Корея, Япония
2. Южная Азия: Индия, Непал, Шри Ланка
3. Юго — Восточная Азия: Индонезия, Камбоджа. Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южный Вьетнам.
4. Южный Тихий океан: Австралия, Новая Зеландия. Новая Каледония, Фиджи.
5. Океания: Гуам, Самоа Восточное, Самоа Западное, Таити, в. Аляска.
7. Гавайские о-ва.
8. США и Канада.
Официальный язык: английский. Штаб — квартира постоянно находится в Сан-Франциско.
Цели ПАТА:
— поощрение развития туристской индустрии в районе Тихого океана и помощь членам в ее развитии;
— помощь странам района в осуществлении планов рекламы, планов строительства средств размещения и отдыха туристов;
— обеспечение связи и тесного сотрудничества между членами;
— обеспечение связи и координации между туристской и транспортной индустрией;
— ведение рекламной кампании для привлечения туристов в район Тихого океана;
— поощрение развития пассажирских средств сообщения в Тихоокеанском районе;
— проведение статистической и исследовательской работы по туризму в Тихом океане в интересах всех членов;
— проведение переговоров с правительственными органами по вопросам туристского законодательства и упрощения пограничных и таможенных формальностей.
В ПАТА существует 8 категорий членов: активные правительственные члены (первичные официальные организации), назначаемые правительством любой страны, территории, острова, группы островов или любого политического деления, находящегося полностью или странами Тихого океана. Такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Япония, сами становятся поставщиками туристов. Процент американских туристов в Тихом океане по отношению к общему числу туристов, посещающих этот район, значительно
уменьшается. Увеличивается конкуренция транспортных компаний других стран — членов ПАТА в борьбе за пассажира, который ранее безраздельно принадлежал американским транспортным фирмам. Однако поток туристов из России и стран бывшего Советского Союза постепенно увеличивается. Больше всего привлекают путешественников туры в Новую Зеландию.
И все же в настоящее время состояние туризма в районе Тихого океана вызывает озабоченность членов ПАТА, которые считают, что темпы роста туризма в Тихом океане отстают от темпов роста в других районах, хотя абсолютный процент ежегодного прироста выше, чем в других районах. На долю Тихого океана в настоящее время приходится менее 2% общего объема туризма. В связи с этим на ежегодных конференциях ПАТА в 1967 и 1968 гг. было принято решение об усилении конъюнктурно-исследовательской и рекламной работы ПАТА и разработаны долгосрочные программы этой работы.
Конъюнктурные исследования ПАТА включают в себя получение статистических докладов от гостиниц, авиакомпаний, правительственных членов ПАТА, получение данных о расходах туристов в странах — членах. На основании собранных данных издается «Ежегодный статистический отчет». Отчет ежегодно бесплатно рассылается членам ПАТА.
Представители «Интуриста» участвовали в конференциях ПАТА в качестве наблюдателей в 1966 и 1968 гг.
В январе — феврале 1972 г. наблюдатели от «Интуриста» приняли участие в ежегодной конференции ПАТА в Куала — Лампуре (Малайзия), что позволило установить деловые контакты со многими туристскими фирмами района.