Территориально-отраслевые модели рекреационного комплекса Большой Ялты

 

Курортно-рекреационное хозяйство органически входит в народнохозяйственный комплекс, переплетаясь с различными отраслями материального и нематериального производства, социальной и производственной структурой, экологией. На территории Большой Ялты располагается множество туристических объектов, большое число санаторных учреждений. Это — сокровищница природы, зона исключительно благоприятного климата. Местоположение и природные условия Большой Ялты обусловили исключительную ее ценность и как хозяйственного района, и как курорта.

Сложившийся в советские времена подход к отдыху отдельного члена общества как к подготовке к очередному трудовому году породил уникальные в мировой практике культурно-оздоровительные учреждения, какими являются санатории и дома отдыха. Лишенный реального выбора места отдыха и ограниченный в своих финансовых возможностях, советский человек был рад провести свой отпуск в многоместной комнате, чтобы «подлечиться и культурно отдохнуть». В настоящее время сложившиеся во многих рекреационных учреждениях бытовые условия и режим дня уже не устраивают граждан, желающих высокопрофессионального сервиса, разнообразной и вкусной пищи, а также самостоятельного формирования «культурной программы». Таким образом, рекреант становится все больше туристом, приехавшим за новыми
впечатлениями, качественным обслуживанием и экологически чистыми питанием и окружающей средой.

В странах, не прошедших «социалистический» этап развития, оздоровительные и рекреационные функции разделены между медицинскими и туристическими организациями. Сектор туризма имеет три основных компонента:

1. непосредственное обеспечение туристического сервиса, в которое входят отели, рестораны, транспорт (авиа, наземный и морской), турагентства и мелкая торговля;
2. сервис поддержки, обеспечивающий питание, бытовое обслуживание, поставку продовольствия, организацию туров, издательское дело для информационного обеспечения;
3. органы планирования развития туризма, включающие финансовые институты, строительные компании, образовательные учреждения, государственные и административные учреждения.

В Крыму развитие туризма осуществляется совместно с сохранением традиционных рекреационных объектов, с их модернизацией. Поэтому, несмотря на новые тенденции и стремление соответствовать курортам мирового стандарта, актуальным остается рассмотрение рекреационного хозяйства в целом, поиск путей эффективного развития экономики региона.

При рассмотрении внутренней структуры рекреационного хозяйства его относят к комплексным отраслям, считая, что в основе дифференциации на отрасли второго и третьего порядка лежит технологическая и функциональная специализация. Исходя из такой специализации, выделяются следующие отрасли рекреационного хозяйства:

— лечебно-оздоровительная (санатории и пансионаты с лечением),
— оздоровительный отдых (дома, пансионаты и базы отдыха),
— туризм (туристские базы, гостиницы, мотели, кемпинги с возможностью для интернет-пользователей забронировать отель онлайн)
— организация отдыха детей.

Структура рекреационного комплекса не является неизменной. Создаются новые типы предприятий для удовлетворения новых возникающих рекреационных потребностей, идет процесс усложнения структуры в соответствии с диверсификацией рекреационных потребностей. Кроме того, создание рекреационных учреждений в любом регионе способствует увеличению занятости, развитию сферы обслуживания, сбалансированию доходов и расходов населения, т. е. обеспечивает повышение уровня жизни. Иностранный туризм увеличивает валютные поступления и тем расширяет приходную часть платежного баланса страны.

Под рекреационной деятельностью [2, с. 3] понимается «…целенаправленное создание необходимых экономических, организационных и материально-вещественных предпосылок для развития рекреационных систем». Сюда входит охрана природных рекреационных ресурсов, строительство рекреационных предприятий, развитие систем транспорта и коммуникаций, обеспечение отдыхающих продовольствием, жильем, бытовыми и культурными услугами.

Рекреационная деятельность тесно связана с наличием рекреационных ресурсов, являющихся основой санаторно-курортного лечения, массового отдыха и туризма, среди них: пляжные, климатические, бальнеологические (запасы минеральных вод), бальнеогрязевые (запасы грязей), фитолечебные, ландшафтные и познавательные. Обладая перечисленными природными ресурсами, Большая Ялта располагает благоприятными условиями для рекреационной специализации территорий и формирования рекреационного комплекса.

При решении задач моделирования рекреационной деятельности необходимо получить ответы на следующие вопросы:

— как размещать рекреационные объекты в условиях ограниченности природных и трудовых ресурсов и сохранения окружающей среды;
— каковы должны быть пропорции между отраслями рекреационного хозяйства и сопутствующими отраслями;
— каким образом следует развивать транспорт и инфраструктуру региона для наилучшего развития рекреации;
— каким образом обеспечить занятость населения, в том числе выявить источники сезонных трудовых ресурсов.

Для осуществления структурных изменений в экономике Крыма была разработана специальная программа для каждой отрасли хозяйства. Эта программа коснулась и курортно-рекреационного комплекса Крыма, предполагая последовательное осуществление структурных преобразований в три этапа. Общность проблем
функционирования рекреационной отрасли Крыма и его отдельных районов и путей их решения позволяют применить разработанную программу для осуществления структурной перестройки курортно-рекреационного комплекса по районам, в том числе и по Большой Ялте. Опираясь на основные положения программы структурной перестройки экономики Крыма с учетом специфических особенностей функционирования и проблем развития рекреационного хозяйства Большой Ялты была разработана Комплексная программа социально-экономического развития Большой Ялты как курорта общегосударственного значения. Программа была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 5 января 1998 года (№ 9).

Программа имеет целью создание достойных экономических, имущественных и организационных условий для достижения практических результатов стабилизации и улучшения социально-экономического состояния Большой Ялты, повышения экологической безопасности, становления и функционирования региона как курорта общегосударственного значения, повышения его конкурентоспособности до мирового
уровня.

Основными задачами Программы являются:

— сбережение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов;
-сохранение и развитие курортно-рекреационного комплекса;
— улучшение экологического состояния;
— развитие инженерной инфраструктуры;
— организация эффективного управления курортом;
— доступность и эффективность санаторно-курортного лечения и отдыха для широких слоев населения Украины и стран СНГ;
— поддержание высокой и устойчивой конъюнктуры спроса;
— сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно-методической и природной базы курортного дела;
— усовершенствование инвестиционной политики в курортной отрасли;
— определение принципов выхода учреждений курортно-рекреационного комплекса на мировой рынок санаторно-курортных и туристических услуг.

Программа предполагает реализацию этих задач путем государственной поддержки приоритетных секторов экономики региона, прежде всего в осуществлении первоочередных шагов для обеспечения инженерной инфраструктурой курортно-рекреационного комплекса, создании нормативно-правовых условий для его
прибыльного функционирования.

Особенности Большой Ялты как курортно-рекреационного региона обусловили такие приоритеты ее развития:

— комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса;
— энерго- и водообеспечение;
— развитие инфраструктуры (инженерной, социальной и общекурортной);
— развитие виноградарства и виноделия;
— архитектурно-ландшафтное планирование;
— эколого-экономическое природопользование.

Развитие других отраслей экономики региона должно подчиняться обозначенной цели и отвечать критериям экологической безопасности.

Решение проблем отраслей и улучшение состояния по приоритетным направлениям развития, хотя бы частичное, позволит преумножить поступления в бюджет, повысить степень занятости местного населения, решить многие проблемы, как Большой Ялты, так и полуострова.

Для проверки эффективности описанной выше государственной программы мы воспользовались методами имитационного моделирования в экономике.

Как показали результаты численных экспериментов, оправданной является следующая спецификация общей схемы модели:


  (1.1.)


Здесь t — время (номер года),
j — номер отрасли,
n — число отраслей,
хj — производство продукции в отрасли j в натуральном или стоимостном выражении,
Кj — среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
Lj — численность промышленно-производственного персонала,
Ij — объем инвестиций,
Irj — объем инвестиций в рамках мероприятий комплексной программы социально-экономического развития Большой Ялты как курорта общегосударственного значения,
Zj — фонд заработной платы,
N — численность трудоспособного населения региона,
Rj — показатель, характеризующий состояние природной среды.

Экзогенными в модели являются переменные Ij, Irj, Rj, N, остальные переменные эндогенные, управляющей
переменной является Irj.

Помимо (1.1), модель территориально-отраслевого комплекса региона содержит различные балансовые ограничения. Так, вводится ограничение на общую численность промышленно-производственного персонала:

  (1.2.)
0 < k < (t) < 1

где k(t) — коэффициент занятости в промышленности трудоспособного населения.

Модель территориально-отраслевого комплекса региона может включать и другие аналогичные (1.2.) ограничения, которые выполняют функцию очерчивания границ изменения агрегированных показателей и связывают переменные моделей отдельных отраслей в единую модель.

Для расчетов по построенной модели была создана прикладная программа в среде Delphi 5.01.

С помощью созданной программы была проверена гипотеза о сильном влиянии инвестиций в курортно-рекреационный комплекс Большой Ялты на общее экономическое развитие всего региона. С этой целью были осуществлены 3 варианта прогнозных расчетов на 2001 год:

Прогнозирование состояния экономики региона при отсутствии таких инвестиций (Вариант 1).

При сохранении инвестиций на уровне предыдущего года (Вариант 2).

При размере инвестиций, соответствующим предложенному на 2001 год Комплексной программой социально-экономического развития Большой Ялты (Вариант 3).

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

— Большая Ялта — один из крупнейших курортных районов, расположенный на ЮБК, с уникальным набором природных рекреационных ресурсов, которые в сочетании с хорошей транспортной доступностью способствовали развитию здесь рекреации, являющейся ведущей отраслью хозяйства.
— государственное инвестирование в развитие курортно-рекреационного комплекса Большой Ялты оказывает существенное влияние на экономическое развитие региона в целом.

В целях оптимизации существующей функциональной и территориальной структуры рекреационного хозяйства Большой Ялты можно предложить следующее:

— Создать единую рекреационную систему Большой Ялты с централизованным управлением на основе координации деятельности всех рекреационных учреждений независимо от ведомственной подчиненности, что позволит оптимизировать систему управления курортом и решить проблему ведомственности, приводящей к нерациональному использованию имеющихся ресурсов (особенно пляжных и растительных).
— Развитие инфраструктуры (инженерной, социальной и общекурортной), особенно в районах с минимальной рекреационной нагрузкой (Симеиз — Форос и Массандра — «Ай-Даниль»), позволит сократить нагрузки на природные комплексы в центральной (Алупка -Массандра) и восточной (Гурзуф — мдц. «Артек») частях района за счет более равномерного распределения рекреационного потока по всей территории Большой Ялты, особенно в сезон «пик».
— Строительство жилых зданий и рекреационных предприятий должно проводиться с учетом ландшафтно-экологических и эстетических требований.
— В сельском хозяйстве района с целью предотвращения дальнейшего загрязнения почв ядохимикатами и минеральными удобрениями целесообразным является сохранение виноградорско-винодельческой специализации сельского хозяйства.
— Для предотвращения дальнейшего загрязнения природной среды региона (особенно морской и воздушной сред), чреватого потерей эстетических и целебных качеств окружающей среды, необходимыми являются следующие меры: ликвидация мелких котельных и централизация теплоснабжения, вынос за пределы курортной и жилой зон промышленных предприятий, реконструкция улично-дорожной сети т. д.

С целью оптимизации сложившейся территориальной структуры целесообразным будет прекращение жилищного и курортного строительства в центральном (Ялтинском и Алупка — Кореиз — Гаспра) районе и его активизация в Форосском и Береговое — Голубой залив районах. Это позволит равномерно распределить рекреационные нагрузки по территории региона и стимулировать развитие рекреации в других районах Крыма.

Литература

1. Моделирование формирования территориально-производственных комплексов. — Новосибирск: Наука, 1976. — 338 с.
2. Лемешев М.Я., Щербина О.А.. Оптимизация рекреационной деятельности. — М.: Экономика, 1985. — 160 с.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.