Сегодня существование современного человека практически не мыслимо без путешествий, без постоянных передвижений, которые начинаются в рамках мегаполиса и заканчиваются кругосветными путешествиями в самых разных условиях – от экстремальных до сверхкомфортных. Сегодняшнюю жизнь трудно представить без поездок, связанных с профессиональной деятельностью, с отдыхом, с поиском новых ощущений и с еще многими аспектами человеческого бытия. Такое стремление к путешествию имеет не только объективные причины, вызванные особенностями современной цивилизации. Одна из причин связана с глубинными экзистенциальными основами бытия. И туристский «бум», наблюдаемый нами со второй половины ХХ века, имеет серьезное социокультурное обоснование.
Известный российский культуролог К. С. Пигров представляет культурное пространство-время человеческой цивилизации как совокупность базовых мифологем Дома, Острова, Океана. Дом представляет собой культурно освоенную определенным народом территорию, идентифицируемую им как свою исконную. За ее пределами расположен Остров, чьи ресурсы народ использует в утилитарных целях. И, наконец, Океан становится источником неизведанного, таинственного, недостижимого духовно, не смотря на практические попытки его освоения, покорения, доместикации1. Р. Гвардини писал, что «прежде человек ограничивался знакомыми областями пределами старой ойкумены; теперь он перестает ощущать окружающие ее неведомые земли запретной зоной. Для Данте предпринятое Одиссеем плавание в открытое море за Геркулесовы Столпы, то есть через Гибралтар, – дерзкое беззаконие, ведущее его к гибели»2. И действительно, ранее стремление преодолеть границы Дома, Острова воспринимались порой как нечто греховное, преступное, однако Океан всегда манил совершить Путь, чтобы пережить бытийный опыт встречи с Другим.
Идея и мифологема Пути и его роли в формировании социокультурной, ментальной картины мира и в целом создания образа мира и места человека в нем занимает важнейшее место в каждой национальной культуре, а также в мировой культуре человечества. Путь синтезирует в себе пространственные и временные феномены
человеческой жизни, придает ей направленность, смысл. Фактически Путь и есть смысл бытия, его последовательное развертывание в движении к очерченной цели, олицетворяющей высшие ценности.
Путь человека всегда есть некая калька с Пути божественного, высшего, которым продвигался мифологический, сакральный герой или божество. Этапы этого Пути имеют обобщенный, символический смысл. Каждый шаг идущего и то, с какими качественными изменениями его состояния связано, подробно исследованы Д. Кэмбеллом3. В любом случае путешествие всегда имело оттенок священного, поскольку, выходя за пределы своего привычного маленького мира, человек сталкивался с чужим, иным, с божественным и вступал с ним во взаимодействие4. Результатом этого взаимодействия становилось в первую очередь изменение самого человека, прошедшего через проживание практически всех смоделированных жизненных ситуаций, но только освященных присутствием сакрального. Путь воспринимался и воспринимается как основной символ жизни человека, как единственная возможность реализации жизни. И его ментальное, философское значение чрезвычайно велико.
В современных условиях общества массового потребления имеет место стремление к путешествию, заключая в глубине вечную потребность к прохождению социальной трансформации личности, что и являет собой Путь. Но это вечное стремление сочетается с наслоениями, присущими современному обществу.
Современный человек живет в условиях ограниченного, замкнутого пространства мегаполиса, и для него путешествие становится не только посылом к приобретению нового культурного опыта, но и является порой единственной возможностью его переживания и встречи с Другим. Путешествие само по себе является самодостаточным, самоценным опытом, однако его следует четко отличать от повседневного опыта встреч с иным, другим. Можем ли мы считать путешествием ежедневно совершаемую поездку на работу? Думаем, что нет, поскольку это перемещение осуществляется по заранее известному, регулярно совершаемому
регламентированному маршруту, детерминированному урбанистической средой, схемой дорог, трасс города. Цель и результат подобного пути ожидаемы и предсказуемы, они могут быть неизменны в течение длительного времени. Путь на работу – это движение в режиме вынужденности, обусловленное чувством долга, ответственности, принадлежностью индивида к социальной группе. Роль анклава в унифицированном пространстве городских построек выполняют сакральные места-символы, например, исторические памятники, храмы и соборы, архитектурные ансамбли прошлых эпох, образовательные учреждения, музеи. Их культурное поле наполнено духовным смыслом, познание которого требует времени и духовного развития личности.
Совсем другое дело, когда, например, москвич выбирается за город с целью отдыха или посещения каких-то значимых мест. Хороший подмосковный отель, прогулки по окрестностям, осмотр достопримечательностей, наблюдения за жизнью провинции — все это попытки соприкоснуться с неизведанным, приобщиться к чему-то иному, не повседневному. Следовательно, такую поездку можно считать путешествием.
Стремительный темп жизни современности, постиндустриальный характер общества, непрерывно возрастающая ценность владения информацией соответствует принципам массового туризма. Желание накопить впечатления за счет расширения культурного пространства в максимально сжатый временной срок реализовывается в структуре туристского продукта. Уже на стадии выбора предпочитаемой дестинации, вида и способа отдыха турист оказывается в сетях «символического потребления». В поездке турист хочет пройти все стадии психологических состояний, пережить различные эмоции, впечатления, испытать эффект присутствия, коррелирующий с экранной культурой. Мерой увиденного, оценочной шкалой пережитого в пути для современного туриста чаще всего выступает эстетизированное восприятие жизни. В связи с этим туристы непреодолимо стремятся к сенсуальному потреблению, отдавая предпочтение визуально-звуковым эффектам, что приближает их познание до уровня «скользящего», поверхностного поглощения увиденных достопримечательностей.
В процессе Пути турист непременно сталкивается с необходимостью дешифровки кодово-знаковой системы иной культуры. Результаты могут оказаться совершенно непредсказуемыми для путешественника – от полного неприятия незнакомого культурного поля и его тотального отторжения до самоидентификации с ним и переоценки аксиологической парадигмы собственной культуры. Однако глобализирующийся мир редуцирует гносеологический статус дешифровки символов Другого, удовлетворяя возрастающие потребности туриста в комфорте и безопасности. Путеводитель, карта маршрута, памятка туриста – все это упрощает процесс разгадывания кодово-знаковой системы. Унификация пиктограмм и брендов гостиничных корпораций помогает избежать культурный шок и снизить языковой барьер туриста, оказавшегося в незнакомой стране, а рекламы международных концернов дарят иллюзию присутствия в знакомом месте. Таким образом, бренд выполняет своеобразную терапевтическую функцию и подчеркивает значение «системы вещей» современной цивилизации.
Путешествие акцентирует незаконченность человеческого существования, в нем реализовывается космическое переживание бесконечности на земле. Природа Пути такова, что он инициирует творческую активность путешественника, его воображение. Более того, Путь сам творит себя и вовлекает в свой
пространственно-временной континуум путешественника. При этом реализовывается смыслообразующая роль путешествия – оно помогает человеку познать мир и самого себя, но при условии, если человек способен осознать совершаемое им путешествие. Турист же следует по пути, спроектированному заранее профессионалами туристского бизнеса на основе принципа калькулирования впечатлений в количественном
отношении. Путь туриста детерминирован программой поездки и достаточно строго регламентирован составляющими туристского продукта. В связи с этим творческая компонента путешествия ускользает от современного массового туриста, ее стимулирует эффект присутствия, который проявляется, например, в хаотичном фотографировании участников группового тура на фоне известной достопримечательности.
Таким образом, современный туризм таит опасность разрушения онтологического базиса путешествия и, на наш взгляд, выполняет роль его симулякра, что коррелирует с такими проявлениями постмодернистской философии, как наличие дубля, двойника явления и гипертрофией эффекта присутствия наряду с иллюзорной свободой духа личности.
В качестве предварительного вывода (понимая, что данная статья – это лишь постановка проблемы) хотелось бы отметить, что изучение такого аспекта феномена туризма, как реализация внутренних потребностей личности, осуществление ее статусных, психологических, социальных ролей посредством воспроизведения путешествия как одного из изначальных первособытий, формирующих целостное мировосприятие, становится насущной потребностью гуманитарных наук.
Литература
1. Пигров К.С. Культурное пространство-время // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1993. Вып. 4 (№ 27). С.40–41.
2. Гвардини Р. Конец Нового времени. Средние века: ощущение бытия и картины мира// Вопросы философии.1990. № 4. С. 132.
3. См.: Кэмбелл Д. Тысячеликий герой. М., 1997. С. 244.
4. См. подробнее: Бесшапошникова А.П. Универсальный синтез: миф, религия, мистика. Саратов, 2000. С. 49–55.