Туризм является одной из ведущих высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По прогнозам специалистов, XXI век будет веком туризма, который превратится в ведущую экспортную отрасль в мире, оттеснив нефтедобычу, нефтепереработку, а также автомобилестроение. В настоящее время на его долю приходится около 6 % мирового национального продукта, 7 % общего объема инвестиций (3,2 млрд. $ ежедневно), 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В 1995 году, по данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), доходы от международного туризма достигли 366,7 млрд. $, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7 % (а к 1965 году — в 52 раза) [6].
Однако, несмотря на важность и динамизм этой структуры общественного воспроизводства, ее сущность до сих пор не имеет единой и стройной научной интерпретации. На наш взгляд, комплексное социально-экономическое содержание понятия «туризм» может быть определено следующим образом: туризм — вид
воспроизводственной деятельности населения в свободное от процесса труда время, сопровождаемый временной миграцией и пребыванием вне постоянного места жительства. Целями туристской миграции являются отдых, лечение, физическое и духовное развитие, повышение культурно-познавательного уровня или спортивного мастерства, на основе потребления природных, экономических, исторических и других культурных ценностей или определенных услуг.
Переход экономики Украины на рыночные отношения создает новые предпосылки территориальной организации туризма, как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Крымский полуостров в этом плане не только не является исключением, но и выступает в роли наиболее развитого и перспективного региона иностранного туризма.
Принципиально новые условия для развития иностранного туризма в Крыму во многом определяются резко возросшим значением геополитического положения республики после распада СССР, с одной стороны, а с другой, — необходимо также учитывать и тот факт, что туризм относится к числу отраслей хозяйства, которые при сравнительно небольших затратах могут давать прибыль и таким образом создать источники пополнения государственного бюджета. Проявлением экономической сущности туризма является перераспределение между регионами страны денежной массы, а также получение иностранной валюты. Кроме того, участие даже отдельных регионов в деятельности мирового туристского рынка в целом способствует формированию имиджа государства, расширению его внешнеэкономических связей. Развитие в стране экспортной составляющей международного туристского обмена в конечном счете содействует росту спроса на национальном рынке.
Таким образом, сегодня вопрос развития и превращения рекреационной функции Крыма из числа приоритетных в главную является, по сути, вопросом тактики и стратегии будущего устойчивого развития республики [2].
Как и любой воспроизводственный социально-экономический процесс, туризм развивается в соответствии с определенными законами, имеет свои «движущие силы». Необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его устойчивого развития и поддержания объемов спроса на высоком уровне являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.
Современная мировая картина формирования и направленности международных туристских потоков является результатом действия нескольких групп факторов. В качестве важнейших из них можно назвать следующие:
а) социально-экономические факторы (прежде всего — уровень социально-экономического развития территории, политическая и финансовая стабильность, рост общественного богатства и доходов населения и т.д.);
б) рекреационно-ресурсный потенциал (как природного, так и антропогенного происхождения);
в) инфраструктурный фактор;
г) фактор географического положения (особенно по отношению к главным регионам удовлетворения туристского спроса);
д) социокультурный фактор (сокращение рабочего времени, рост свободного времени, менталитет нации и приоритеты в системе духовных ценностей и т.д.).
Пространственно-временное сочетание (реализация) этих групп факторов обусловливают формирование относительно стабильных туристских потоков, что, в свою очередь, ведет к зарождению, формированию и развитию международных туристских регионов, характеризующихся определенной интенсивностью рекреационного движения..
Согласно этому, иностранный туризм в Автономной республике Крым сегодня развивается прежде всего под влиянием переходного состояния экономики в Украине и внутриполитической ситуации. Политическая и экономическая нестабильность в стране, рост социальной напряженности, а также обострение криминогенной обстановки и межнациональные конфликты — главные причины сокращения притока
иностранных туристов в регион. Ситуация усугубляется отсутствием необходимой материальной базы, так как с начала 80-х годов индустрия отдыха, развлечений и путешествий в Крыму, и в целом по Украине, практически не развивалась. Как следствие этого явилось отсутствие необходимой материальной базы, отвечающей международным стандартам, причем причины резких изменений объема въездного потока иностранных туристов для Украины и Крыма имеют общие черты. Так, пик притока иностранных гостей в страну пришелся на 1990 г. В этот год Украина приняла на отдых с деловыми и частными целями около 2 млн. интуристов, из них Крым — 143 тысячи 612 человек. Большинство временных посетителей из-за рубежа
были привлечены коренными переменами, начавшимися во всех сферах жизни советского общества. Но уже вскоре интерес к перестройке стал проходить, и иностранцы менее активно посещали Украину и Крым (Рис.1, за 1992 — 1995 г.г. данные статистического учета посещений республики иностранными туристами
отсутствуют) [12].
Анализ статистической информации свидетельствует, что привлекательность Крыма для иностранного туризма определяется прежде всего возможностью его разнообразного туристского освоения: на международном туристском рынке он может выступать не просто как поставщик однотипного продукта — » отдых на море «. Возможность сочетания оздоровительного, лечебного, познавательного, делового и, частично, спортивного туризма выгодно отличает этот район от других районов Украины..
В Автономной республике Крым имеется необходимый природный и социально — экономический потенциал для дальнейшего роста туристской отрасли, несмотря на изменившиеся потребности и спрос со стороны иностранных туристов. К главным туристско-экскурсионным ресурсам для иностранного туризма в Крыму относят: пляжные (протяженностью 517 км), климатические, пейзажные (более 100 аттрактивных природных объектов), спелеоресурсы (могут использоваться 160 пещер), лечебные грязи (запасы — 24 млн. м3), минеральные воды (дебит скважин — 30 тыс. м3/ сутки) , а также археологические и культурно-исторические (более 10,5 тыс.) памятники. В систему экскурсионного обслуживания иностранных туристов
в Крыму включено 219 объектов показа [12]. Однако вовлечение в рекреационное функционирование и экономическая эффективность использования имеющегося в Крыму потенциала туристских ресурсов невелика. Так, например, из 10,5 тыс. памятников истории и культуры в настоящее время используется только 20 %, из 158 памятников природы — 50 %, а из 300 музеев 10 загружены максимально [3].
Социально-экономическая составляющая туристско-экскурсионного потенциала Крыма состоит из собственно средств размещения иностранных туристов (предприятий гостиничного хозяйства), дополнительных средств размещения, транспорта, связи и сферы обслуживания. Всего в Крыму насчитывается более 600 рекреационных предприятий (санаториев, пансионатов, тургостиниц и т.д.), что составляет 1 % здравниц стран Содружества, 10 % — Украины и 55 % — Южного экономического района
Украины. Лишь 4 субъекта туристической деятельности (гостиницы «Ореанда — Таврида», «Палас», гостиничный комплекс «Ялта — Интурист» и мотель — кемпинг «Поляна сказок») имеют возможности принимать иностранных туристов из стран Дальнего Зарубежья. В целом для Крыма характерен низкий уровень комфорта здравниц, а также неравномерное их региональное распределение с концентрацией на
наиболее освоенных территориях, где среда рекреационной деятельности имеет низкий уровень экологичности. При высокой щепетильности интуристов к этому показателю при выборе места удовлетворения рекреационного спроса данный локализационный фактор оказывает существенное влияние на интенсивность и устойчивость миграционного потока. Этим, видимо, объясняется в большинстве случаев перевалочный характер туристских услуг крымских здравниц.
Пространственная локализация ареалов формирования представленных туристских потоков в Крым свидетельствует о широкой их географии, которая охватывает более 50 стран мира. Если до 1991 г. большинство туристов прибывало из стран Европы, то сейчас главным регионом, за счет которого формируется основная часть потока, — страны СНГ. В структуре туристского потока, без стран СНГ, на первом месте по количеству прибытий осталась Европа — 65 % от общего числа туристов (в том числе — на Западную Европу приходится 59 %, на Центральную — 6 %). 20 % прибытий составляют туристы из стран Азии, 12 % — США и Канады и лишь 1 % — Африки, Латинской Америки и Австралии (Рис. 2).
Структура потока иностранных туристов из стран — лидеров по числу прибытий в Крым (для сравнения за 1988 и 1997 г.г.) представлена на рисунке 3.
Поток иностранных туристов в Крым в значительной степени подвержен влиянию природно-климатической сезонности. В осенне — зимний период объем потока туристов значительно снижается; 75 % из всех прибытий приходится на период с марта месяца по октябрь и только 25 % — с октября по март. Туристский поток по
городам и по отдельным экскурсионным объектам Крыма распределяется также неравномерно. Наиболее посещаемыми городами Крыма являются: Ялта, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь — более 85% туристского потока.
Примечательно, что в последнее время среди иностранцев возрастает интерес к проживанию не только в гостиницах и отелях, но и частных квартирах. Так например, до 30% туристов выразили желание снять квартиру в Севастополе, на длительный срок или посуточно, но главное — без посредников.
В структуре въездного потока туристов из стран Дальнего Зарубежья доминируют поездки со служебными целями, тогда как в структуре туристских потоков из республик бывшего СССР преобладает посещение друзей или родственников (до 90 % от общего числа прибытий). В целом мотивационная структура поездок в Украину из года в год характеризуется снижением доли познавательного туризма (70 % — 1997 г.) за счет роста доли делового и религиозного туризма (20 % и 2 % соответственно, 1997 г.).
С точки зрения поло-возрастного состава путешествующих в пределах Украины, следует обратить внимание на преобладание в структуре международных потоков женщин (от 52 до 63 %) в возрастных группах старше 45 лет и мужчин (до 60 %) в возрасте от 25 до 44 лет. Причем наиболее активным потребителем услуг международного туризма (до 45 % въездного потока) является старшая возрастная
группа. Аналогичен поло-возрастной состав иностранных туристов, прибывающих в Автономную республику Крым. 60 % туристов — люди в возрасте старше 50 лет. В последние годы участились заезды специализированных групп иностранных туристов — представителей организаций по линии движений в защиту окружающей среды, религиозных движений, школьно-юношеских групп, молодежных организаций.
По данным Министерства курортов и туризма Автономной республики Крым, объем туристских услуг в 1996 г. составил 68,1 млн. грн. (из них — 10 % поступлений приходится на международный туризм (6,8 млн. грн.), 41 % — поступлений от туристов стран СНГ (27,9 млн. грн.)). В 1997 г. поступления валют от иностранных туристов составили 12,3 млн. грн. Их основу составляют косвенные поступления от отраслей экономики, входящих в рекреационный комплекс: транспорт, связь, торговля и др.
Проанализировав современное состояние иностранного туризма в Крыму, можно сделать вывод о том, что в рекреационном развитии региона наступил новый этап, который требует совершенно иных концептуальных подходов, соответствующих экономическим реалиям нынешнего времени.
Изменившаяся в обществе система ценностей, приоритет категории прибыли в сочетании с высокой стоимостью существующей материально — технической базы и необходимостью ее поддержания в рабочем состоянии, а также соответствующей модернизацией, требует введения новых рыночных механизмов в организации рекреационной деятельности. Внедрение в регионе рыночных механизмов позволит вместо жестокого распределения и нормирования стоимости турпутевок, финансовых средств и т.п. создать в организации туризма гибкую систему экономических отношений ценообразования и льгот, которая будет соответствовать объему, времени и характеру предоставляемых услуг. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о придании Южному берегу Крыма (ЮБК) статуса туристско-рекреационной зоны,
свободной от налогов и имеющей широкий диапазон льготного налогообложения. В этих условиях ЮБК сможет заработать средства на собственное развитие и для общегосударственных нужд.
Международная практика показывает, что туризм выгодно развивать в смешанных формах собственности: государственной, акционерной, частной, кооперативной, арендной, при сохранении приоритета государства в управлении рекреационной системой. За счет государства, в первую очередь, необходимо строить такие
объекты туристской инфраструктуры, как транспортные магистрали, аэропорты, благоустраивать населенные пункты и пляжи, реконструировать и обновлять памятники культуры и т.д.
Увеличение потока иностранных туристов в летнее время, когда спрос на поездки в Крым с целью отдыха и лечения особенно высок, возможно лишь при организации строительства сезонных сооружений для размещения туристов. Имеются в виду сооружения типа бунгало, расширение кемпинговых площадок, что позволит увеличить объемы обслуживания иностранных туристов в сезон «пик» без привлечения значительных материальных средств.
Достижение в Крыму мирового уровня развития туризма невозможно без создания соответствующей ему инфраструктуры. Отсутствие в регионе необходимой туристской инфраструктуры повсеместно отрицательно сказывается на развитии и эффективности рекреации. Усугубляется это обстоятельство еще и тем, что развитие инфраструктуры требует значительных денежных инвестиций при крайне медленной их
оборачиваемости. В условиях финансового кризиса в стране необходимо совершенствовать туристскую инфраструктуру, привлекая для этого все возможные источники финансирования на максимально льготных условиях.
При разработке новых и совершенствования существующих для Крыма программ устойчивого приема иностранных туристов соответствующее внимание следует уделить развитию морского транспорта. Несмотря на наличие крупных портов, имеющих возможность принимать иностранные суда в Евпатории и Феодосии, в республике практически не развивается круизный туризм. В Керчи и вовсе отсутствует
пассажирский международный порт. Для интенсивного развития малого портофлота необходимо строительство и реконструкция причалов в Керчи, Гурзуфе, Николаевке и Черноморском.
Спад въездного туризма не в последнюю очередь обусловлен недостаточно эффективной рекламной кампанией по пропаганде Украины и Крыма в качестве привлекательного туристского направления. Наиболее важными аспектами рекламной деятельности для Крыма являются: расширение числа рекламируемых объектов; ориентация рекламы на определенный круг потребителей (дифференцированная
реклама); применение разнообразных способов рекламы. Особое внимание следует уделить использованию сети Internet и участию в ней как можно большего числа организаторов отдыха. Иностранные туристы высокоразвитых стран предпочитают посещать дорогие, высококомфортабельные средиземноморские курорты, оставляя в них значительную часть своей валютной наличности. Лишь незначительная часть ее
(менее 0,3 %) через систему » Интурист» оседает в Крыму. Между тем во многих странах мира рекламная деятельность является одной из основных статей расходов национальных министерств по туризму. На эти цели направляется до половины средств из их бюджетов. Так, например, годовые бюджеты туристских администраций на продвижение национального турпродукта в последние годы по данным ВТО составили: Испания — 77-85 млн. $, Турция — 27-50 млн. $, Тунис — 8,6 — 10,6 млн. $, Польша — 27-50 млн. $, в то время как на международных туристических ярмарках и выставках Крым представляют только отдельные предприятия [3].
В рекламной кампании также нуждаются и такие, практически не получившие развитие в Крыму виды туризма, как деловой, выставочный и конгрессный. Именно деловой туризм, на наш взгляд, тот самый первый шаг, который необходимо сделать предпринимателям Украины и Крыма, чтобы вдохнуть новую жизнь в национальные секторы индустрии контактов.
В силу того, что в короткие сроки повсеместно достичь международного уровня туризма невозможно, необходимо выделить те центры, где будут в первую очередь создаваться предприятия туризма высокого класса с учетом природной и социально-экономической составляющих. Требуется четкое разделение функций между отдельными туристскими центрами: например, отведение Симферополю не только
транзитных функций в связи с его транспортным значением для Крыма, но и роли центра специализированного познавательного туризма; Ялте и ЮБК — функций региона отдыха и лечения в связи с высокой степенью концентрации материальной базы в городе и его окрестностях; Бахчисараю — функций экскурсионного центра в связи с широким набором объектов показа; Керчи — после реставрации многочисленных памятников культуры и архитектуры — функции центра познавательного туризма (по
решению ЮНЕСКО город включен в программу «Шелковый путь»).
Дальнейшее развитие туристского комплекса Крыма невозможно без глубоких научных разработок системы адекватных мер как организационного, так и финансового характера. Перспективным является создание на основе кооперации межотраслевых рекреационно-хозяйственных структур с общими элементами рыночной инфраструктуры, а также образование различного рода консорциумов и туристских корпораций, акционерных обществ на базе развития ассоционных форм организации туристской деятельности, когда в русле общих интересов добровольно объединяются финансовые, материальные и интеллектуальные усилия для получения стойкого экономического эффекта.
В условиях рыночных отношений, в первую очередь, необходимо уделять особое внимание строительству вспомогательных объектов, возведение которых во времена существования СССР отодвигалось на второй план: бассейны с подогретой морской водой, сауны и русские бани, открытые и закрытые спортивные площадки, кегельбаны и казино, конференц-залы. Это создаст реальные предпосылки для более разнообразного и интересного туристского предложения, а также для рационального использования туристских ресурсов, максимального использования базы в течение всего года и улучшения экономики туризма в целом за счет сокращения сроков окупаемости возводимых объектов туриндустрии.
Однако наряду с вышеперечисленными мерами устойчивого развития иностранного туризма следует искать новые перспективные районы рекреационного освоения вне зоны гипертрофированно развитых современных центров отдыха, но все равно на побережье и с соблюдением экологических норм сохранения природной среды. Это актуально в условиях наметившейся тенденции к уменьшению и ухудшению состояния рекреационных ресурсов. Поэтому дальнейшее развитие туризма в Крыму должно строиться на принципах интенсивного природопользования, что предполагает разработку системы мер по охране и воспроизводству туристских ресурсов, проведение мелиоративных работ, нормирование и регулирование нагрузок на территорию, выделение природоохранных зон.
Современное рыночное хозяйство невозможно без создания регулирующих и координирующих структур (государственных, общественных, отраслевых). В настоящее время координационный механизм регулирования туристского рынка в Украине после распада единой структуры Госкоминтуриста СССР находится в процессе формирования; планово — командная социалистическая экономика предполагала наличие только одной вертикали управления народным хозяйством, когда государство диктует предприятию. Обратная связь была крайне слабой. На современном этапе происходит становление адекватной системы управления индустрией туризма в Украине, и в этом большую пользу должно принести изучение зарубежного опыта, ознакомление с координационным принципом построения структурной иерархии системы регулирования экономики, двусторонней связи по вертикали, а также поддержание паритетных отношений между государственными органами управления, общественными организациями и отраслевыми объединениями производителей.
В этих условиях государство должно взять на себя разработку рекреационного законодательства, соответствующего рыночным отношениям, создание единой системы отчетности и учета статистической информации, а также организацию служб по изучению спроса и рекламе туристских услуг, системы подготовки кадров. Для приема иностранных туристов система подготовки кадров должна включать в себя
обучение как специалистов широкого профиля — экономистов, географов и т.д., так и узких специалистов — гидов — переводчиков, экскурсоводов, менеджеров по туризму и т.д.
На современном этапе указанные аспекты имеют особенно большое значение для Крыма, когда идет процесс реализации региональной Программы развития туризма, становления новой системы государственного регулирования отрасли, а также структуры эффективного взаимодействия государства, общества и предприятия в туризме.
Литература
1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.- 105 с.
2. Багров Н.В. Принципы концепции рекреационного развития Крыма // Український географічний журнал. — 1997, — N 1.- С.29-34.
3. Бизнес Экспресс, №48 (167), 28 ноября 1997. — С. 5.
4. Желудковський Є.О. До стратегії розвитку Кримського рекреаційного комплексу // Український географічний журнал.- 1993. — №4. — С.53-57.
5. Закон Украины о туризме // Голос Украины, 14 ноября 1995.- С. 11-12.
6. Караваев П.Л. Тенденции и проблемы развития современного международного туризма // География мирового хозяйства.- Москва-Смоленск: изд-во СГУ, 1997.- С. 231-242.
7. Кифяк В. Развитие международного туризма как один из факторов становления экономики Украины // Экономика Укаины. — 1995. — №7.- С. 83-88.
8. Кузнецов М.В. Комплексне зонування ресурсів розвитку туристсько-екскурсійно діяльності в Криму// Розвиток туризму в Украіні. Проблеми і перспективи: Збірник наукових статей.- К.: ІВЦ Слов’янський діалог,1995.-С. 84-94.
9. Кудрявцев В.Б., Шумский В.М. Прогнозное использование рекреационного потенциала Крыма в направлении организации новых форм туристской деятельности // Материалы международного семинара «Устойчивое региональное развитие и новые инструменты планирования», апрель, 1998, Украина — Швейцария. — Симферополь: СГУ, 1998.
10. Международные туристские организации.- М.: Международные отношения, 1990.- 288 с.
11. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.- М.: Ось-89, 1997.- 160 с.
12. Фондовые материалы Министерства курортов и туризма Автономной республики Крым. — Симферополь, 1997.