Развитие туризма помогает выполнению определенных функций социального характера,
создающих благоприятные условия для развития общества. Туризм способствует
восстановлению сил и трудоспособности человека; рациональному использованию
свободного времени людей, важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости
и повышения жизненного уровня местного населения; кроме того, его можно считать
экологически безопасной сферой деятельности людей обогащающей
социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран,
государств, народов.
Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Человек постоянно
находится в стрессовых ситуациях а это приводит к истощению, быстрому
изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что
ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве,
снижению уровня активности. И для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы,
истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных
бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.
Социальная сущность туризма проявляется в организации досуга населения;
сглаживании различий и предупреждении конфликтов в обществе; формировании новых
связей между отдельными людьми и группами; повышении культурного уровня
населения и распространении культурных ценностей.
Велико социальное и культурно-воспитательное значение туризма: знакомство с
историей, природой и культурой других стран расширяет кругозор человека,
углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей. В
настоящее время туризм признан специфическим явлением промышленной цивилизации,
потребностью современного человека.
Однако, несмотря на то что туризм является понятием социальным, как отрасль
рыночной экономики он в настоящее время превратился в чисто коммерческий вид
деятельности.
Так, если в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн.
туристов и более 300 млн. экскурсантов, а в казну государства
поступало 16,6 млрд долл. США1, то в настоящее время более 10 тыс. туристских
объектов социального туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоев
населения, фактически приостановили свою деятельность.
Уровень развития социального туризма отражает общее состояние социальной сферы в
стране. В нашей стране социальному туризму уделяется пока недостаточное внимание
государства.
В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
о социальном туризме сказано: «Туризм социальный – путешествия, субсидируемые
государством из средств, выделяемых на социальные нужды»2. Данная формулировка
пока единственная в отношении именно социального туризма – так и не действует.
До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы,
кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от
государства полагающуюся ему по закону часть бюджетных средств,
предусматриваемых на социальные нужды. Кроме того, отсутствует программа
развития социального туризма, нет и строки в государственном бюджете о
финансировании социального туризма.
Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем,
что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках
коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров,
социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт.
Для 90 млн. российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР
возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это
относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к
туризму выходного дня.
Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы,
истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы.
Стационарные (в прошлом – пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные
точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной,
утратив денежные поступления, вся эта материальная база пришла в негодность3.
Вот лишь несколько сопоставлений: 1991 г. – 300 млн. отечественных туристов,
экскурсантов, путешествовавших по всей стране; 1997 г. – 15 млн. (сокращение в 20
раз). В 1983 г. реализацией туристских программ занимались 1,5 тыс. бюро
путешествий и экскурсий плюс 1,5 млн. профсоюзных и комсомольских комитетов.
Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов социального туризма
где-то 3 тыс. мест каждый год4.
В 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировались
органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями. В
настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального
страхования только инвалидам и детям до 16 лет, пользующимся путевками в
санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на
территории России.
После распада СССР, отмены государственного регулирования и бюджетных дотаций
удельный вес туристских услуг, без учета экскурсий, на душу населения в России
резко снизился — с 23% в бывшем СССР в 1989 г. до 4,1% в России в 2001 г.
(аналогичный показатель для Франции – 54 %, Голландии – 65%, Швеции – 75%). В
целом же в структуре семейного бюджета расходы на туризм составляют лишь 2%.
В 80-е гг. удельный вес расходов на туризм и отдых в рамках семейного бюджета
составлял 7–8%, а доступность туризма позволила ему стать стилем жизни
большинства граждан.
Конечно же стандарты качества туристского продукта не соответствовали
международным, но, тем не менее, социальный туризм был мощным инструментом
физического и нравственного оздоровления нации.
Если к концу 1989 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 69,6
года, то в 2000 г. в период преобразований в экономике она снизилась до 65,3
лет. Одним из факторов ухудшения физического и нравственного здоровья населения
специалисты считают отсутствие доступа к услугам туризма и отдыха широких
социальных слоев населения.
За последнее десятилетие социальный туризм в России во многом прекратил свое
существование. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация
социальное государство, зависло, не поддается реализации, если рассматривать
права граждан, относящиеся к сфере туризма.
Попытки и действия, предпринимаемые местными властями субъектов Российской
Федерации, не могут кардинально улучшить ситуацию с общедоступным социальным
туризмом.
В новых рыночных условиях и при слабой экономике страны существовавшая ранее
модель социального туризма практически не возможна. Для возрождения социального
туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе
интересов государства, его граждан и туристских организаций.
Мировой опыт убеждает, что массовость общедоступного социального туризма
перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью наличных
денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах,
а заодно и налоговые поступления.
Законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы создать основы для
возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Имеется
в виду, что необходимо законодательно сделать экономически выгодной для
отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и
системой льгот заинтересовать их в формировании и реализации дешевых туров по
России5.
Рекомендации ВТО, где Российская Федерация имеет полноправный статус, а также
Международного бюро социального туризма таковы: в национальных интересах
поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т.е. на одного уезжающего
путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на
внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего это способствует улучшению
условий для недорогого въездного туризма, т.е. для дополнительного притока
валюты. В России это соотношение сейчас 1:156. На одного отправляющегося по
российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за
рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем – негативное расхождение в 60 раз.
Необходимо стимулировать туристский рынок в стране таким образом, чтобы наряду с
происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться на социальных началах
внутренний туризм.
В условиях регулируемой государством рыночной экономики в России может быть не
только достигнут существующий ранее уровень развития социального туризма, но и
значительно превзойден, а для этого необходимо сделать упор на общедоступность
туризма внутри страны для ее граждан, а также возродить сущностное значение
туризма в социальном государстве.
С социально-экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на
другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие
территории, увеличивает занятость
местного населения. Определенное воздействие туризм оказывает и на экономику
страны:
1. Это проявляется при использовании предприятием таких производственных
факторов, как труд, земля и капитал. При их комбинировании создается прибавочная
стоимость. Данный процесс называют накоплением ценностей. Предприятия,
работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют
накоплению ценностей, выполняя производственную функцию.
2. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения. При
прямом эффекте занятости население получает рабочие места непосредственно в
туристских предприятиях, при создании мест в других отраслях экономики
осуществляется косвенный эффект.
Туризм помогает трудоустроить множество людей. В мире каждый десятый
трудоспособный работник занят в области туризма, в России, к сожаленью, пока
только каждый пятьдесят первый7. Процесс создания и потребления услуг в
большинстве случаев предполагает личный контакт исполнителя услуги с ее
потребителем, всесторонний учет индивидуальных особенностей и запросов
потребителя. Вследствие чего, процесс оказания услуг в меньшей степени поддается
механизации и автоматизации, чем производство товаров.
По подсчетам американских ученых, для обслуживания каждой тысячи туристов,
проживающих в гостиницах любого района США, необходимы 279 должностей в
учреждениях, непосредственно обслуживающих туристов, и 107 должностей в
отраслях, косвенно связанных с туризмом, а на каждую тысячу туристов,
останавливающихся в кемпингах, – 57 должностей в сфере, непосредственно
связанной с предоставлением услуг туристам, и 32 должности во вспомогательных
отраслях8.
3. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание
национального дохода. Это относится к людям, чье рабочее место напрямую зависит
от туризма (прямой эффект создания дохода в туризме), а также при получении
дохода третьими лицами (функция косвенного эффекта создания дохода в туризме).
Эффект получения национального дохода в туризме имеет, прежде всего,
региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит, когда выручка
туристкой отрасли переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское
хозяйство.
4. Как фактор развития национальной экономики туризм способствует экономическому
развитию слабых в структурном отношении регионов.
Чаще всего это районы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Развитие
туризма в таких местах особенно благоприятно, поскольку это дает возможность на
месте реализовать продукцию сельского хозяйства, местных ремесел и таким образом
стимулировать их деловую активность, увеличивать покупательскую способность
экономически менее развитых районов страны.
5. Кроме непосредственного влияния на многие отрасли хозяйства стран, туризм
способствует повышению квалификации обслуживающих работников и культуры
обслуживания, лучшему использованию природных ресурсов страны.
Система туризма решает важные задачи социальной сферы – определение образа и
уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени:
осуществляет различные виды деятельности, активно влияет на занятость населения
и социально-экономический прогресс; является фундаментом рынка услуг.
По данным В.А. Квартальнова и А.А. Романова, статистика развития туризма в нашей
стране показывает, что если в развитых странах доля туризма в валовом
национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50
%), то в России этот показатель составляет лишь 0,01 %. Дефицит платежного
баланса по статье «туризм» достиг в 1995 г. уровня 5,5 млрд. долл. США, например,
в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд. долл., а ввезено
в страну было не более 800 млн. долл.9
Много проблем стоит перед российским туризмом: слабая правовая база,
недостаточность инвестиции в туризм, не разработанность государственной
стратегии туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от
самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня
обслуживания на местах.
Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного
хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в
туристском бизнесе. И с другой стороны, столь же очевидно, что именно в сфере
обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление
кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся
к международным нормам.
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб,
отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является
невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех
иерархических уровней
управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность
задач межличностного общения при работе предприятий в условиях рыночных
отношений.
В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно,
финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка
туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые
могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а
также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика
показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10
чел.)10
Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса, не нужно
придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже
существующую производственно-техническую базу. Но главное – уделить внимание
человеческому фактору, улучшить качество работы сферы обслуживания. Для
воплощения всего этого в жизнь следует:
— усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня
мировых стандартов;
— развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания
зарубежных туристов;
— научиться обслуживать и развлекать все категории туристов;
— уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный
уровень;
— внедрять новейшие научные разработки и достижения техники;
— широко использовать рекламу;
— сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов;
— широко использовать достижения науки и техники в области руководства,
управления, обслуживания в международном туризме.
Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост
гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых
популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании,
Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране
существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера
(рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса
реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в
туристическую инфраструктуру инвестиции могут стать крайне выгодными.
Становление и развитие туристского рынка в условиях современной России напрямую
связано с изменением понимания в обществе социальной роли, функции и
предназначения туризма во всей жизни общества. Процесс переосмысления
социального предназначения туризма оказался трудным и долгим по времени, что
нанесло серьезный удар не только по самому туризму, но и экономике, и престижу
общества в целом.
Изменение отношения к туризму со стороны государства, общества и его различных
институтов позволит туризму занять соответствующее место во всей общественной
структуре и решать многообразные задачи по дальнейшему эффективному развитию
современной России.
Литература
1. См.: Зорин И.В. Экономические аспекты стимулирования деятельности отечественных производителей туристского продукта // Теория и практика физической культуры и спорта. — 1999. — №11. — С.52.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года). Информационно-поисковая система ГАРАНТ.
3. См.: Савельев К.С. Социальный туризм – путь развития России // Теория и практика физической культуры и спорта. — 1999. — №11. — С.9.
4. См.: Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. — М., 2001. С. 475.
5. См.: Савельев К.С. Указ. соч.
6. Зорин И. В. Указ. соч.
7. См.: Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. — М., 1998. — С.8.
8. См.: Organisation des Nations, Unies pour l`Education, la Science et la Culture, Doc, 72 EX/3. — Annexe, 1964. — Р.11.
9. См.: Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. — М., 1998. — С.21.
10. См.: Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник. — М., 1999. — С.36.