В связи с развитием мирового туризма возрастает интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли и в России, причем, как со стороны государства, так и предпринимателей. В настоящее время туризм стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России, хотя пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджет страны, как в других странах.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям туристический рынок нашей страны в ближайшее десятилетие будет «бурно развиваться, переживет бум инвестиций, войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений в туристскую отрасль». Россия будет лидировать по среднегодовому росту капитальных инвестиций в туристский сектор (9,8%), и, в итоге, превратится в один из ведущих
центров международной индустрии гостеприимства.
Действительно, при научно-обоснованном и эффективном использовании имеющегося потенциала, учитывая российские традиции и международный опыт, наши отечественные туристские центры и курорты смогут на современном уровне удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан.
Однако система государственного регулирования этой отрасли в России находится только в стадии становления. И, если не решать существующие проблемы, эти прогнозы могут и не сбыться.
Развитие туриндустрии и всей российской экономики во многом зависит от эффективности государственного регулирования, поддержки бизнеса, в том числе – в части формирования четкой инвестиционной политики. Российским и зарубежным инвесторам должно быть выгодно вкладывать средства в отечественную туристскую индустрию. Ведь капитал идет туда, где ему выгодно, и где он защищен.
Мировой опыт показывает, что ряд проблем, стоящих перед туристской отраслью, социально-экономическим развитием регионов и страны в целом, может быть разрешен с помощью создания особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций.
Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» вступил в силу 26 августа 2005 года. Позднее, 10 октября 2005 года, депутатами внесен в Государственную Думу и Правительство России проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в части создания и
прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон). Проект закона разработан Минэкономразвития России совместно с Федеральным агентством по туризму, Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Законопроект принят во втором чтении в Государственной Думе 21 апреля 2006 года.
Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются для:
— создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России;
— обеспечения конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта;
— содействия переводу туристской и санаторно-курортной индустрии страны на инновационный путь развития;
— повышения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов;
— развития инновационной и транспортной инфраструктуры;
— прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг;
— повышения качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирования ОЭЗ;
— стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом.
Предложения по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон поддержаны субъектами Федерации и туристской общественностью на прошедших в 2005 году форумах: Дальневосточном международном экономическом конгрессе в Хабаровске и Международном экономическом форуме «Кубань-2005» в Сочи, а также в феврале 2006 года – на втором Южном туристическом форуме «Прибыльное гостеприимство».
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливаются особый административный режим, порядок предоставления налоговых преференций и режим землепользования. На федеральном уровне планируется освобождение резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. Для налогоплательщиков, имеющих статус резидентов, предполагается снятие 30%-го ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
Изменения в Налоговый кодекс, которые учтены во втором чтении законопроекта, дают возможность субъектам РФ устанавливать для предприятий – резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной налоговой ставки должен быть не ниже 13,5%.
Данная льгота может предоставляться резидентам всех типов особых экономических зон при условии ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных на территории ОЭЗ.
Для того, чтобы российские туристские центры и курорты достигли международного уровня необходимо привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Правительством России будет определяться соответствующий набор льгот и преференций для инвесторов. Это могут быть не только налоговые и таможенные льготы, но и упрощение визовых формальностей, а также – предоставление доступных
кредитов и другие меры правового и экономического характера.
Подобные механизмы успешно используются в ряде стран (включая членов ВТО), имеющих известные курорты и туристские центры.
Нужно сказать, что туристские зоны имеют определенные отличия от промышленно-производственных и технико-внедренческих. Во-первых, они не ограничиваются по площади территорий. Во-вторых, в них производятся не товары, а услуги, которые несут в себе не только экономическое, но и социальное значение.
И еще один фактор – промышленные и инновационные зоны должны находиться только в одном субъекте Федерации, а туристские зоны могут располагаться в двух и даже большем числе регионов. Например, всем известное «Золотое кольцо» или новый туристский бренд «Серебряное кольцо» охватывают сразу несколько регионов. И таких примеров немало.
Смысл создания особых экономических зон всех типов состоит не столько в освобождении от налогов, сколько в том, что государство создает систему стимулов для инвесторов – участников ОЭЗ. Причем главное преимущество заключается в предсказуемости всех расходов, связанных с ведением бизнеса на долгосрочную перспективу. Речь идет о конкретном механизме государственных гарантий под инвестиции, которые обеспечивали бы российским и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности.
Сюда же можно отнести упрощение порядка регистрации предприятия в ОЭЗ, ускоренную процедуру согласования и экспертизы инвестиционных проектов по принципу «единого окна».
Такой подход к работе с инвесторами очень актуален, так как степень административно-бюрократической нагрузки на инвестора в российских условиях очень высока. Речь идет о многочисленных межведомственных согласованиях, являющихся очень трудоемкими. Затраты на преодоление многочисленных административных барьеров ведут к повышению совокупных издержек инвестора, что,
естественно, не увеличивает инвестиционную привлекательность проекта. Таким образом, при оказании инвестору услуг по принципу «единого окна» величина таких издержек значительно снижается, а инвестиционная привлекательность повышается.
Земельные участки, государственное и муниципальное имущество, расположенные на территории особой экономической зоны, могут предоставляться в аренду на срок действия соглашения о создании ОЭЗ, а созданные арендаторами объекты недвижимости могут быть ими выкуплены.
На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ земельные участки, образующие зону, в том числе те из них, что предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, жилищного фонда, могут находиться во владении и (или) в пользовании отдельных граждан и юридических лиц.
Важнейшим фактором разработки и реализации инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры – дорог, газо- и водоснабжения, систем очистки сточных вод и энергообеспечения, без чего строительство и развитие туриндустрии невозможно.
В Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определено, что эту инфраструктуру должно обеспечить государство за счет федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств. Только тогда туда придет инвестор, который будет реализовывать инвестиционные проекты и развивать как туристскую отрасль, так и экономику регионов и России в целом.
В итоге государство делает шаг, а предприниматели и инвесторы идут ему навстречу. Вот тогда и начинается экономическая деятельность, от которой выигрывает и государство, и инвесторы, и граждане, получающие работу и зарплату.
Конечно, работа над законопроектом встречала возражения и в Правительстве России, и в Государственной Думе. Говорилось, что, мол, в особых экономических зонах идет потеря налогов для бюджета. Но как можно потерять то, чего нет? Если ничего не создано, то и дополнительных налогов не будет.
Особые экономические зоны – это точки роста, которые влияют на экономическую, социальную и политическую обстановку в регионе. Более того, и окружающие территории начинают развиваться динамичней. Результаты этой деятельности надо рассматривать только в комплексе, то есть оценивать не только экономический эффект, но и то, что растет профессиональный и интеллектуальный уровень
населения, идет внедрение новых технологий, передовых методов работы, инноваций ведения бизнеса на отраслевом, коммерческом и трансграничном уровне. Без этого вообще не надо создавать ОЭЗ, достаточно было бы просто внести изменения в Налоговый кодекс.
В принятом законопроекте, помимо вопросов особенностей создания ОЭЗ и предпринимательской деятельности на их территории, впервые определяются важнейшие стратегические направления развития туризма в целом. В понятие туристско-рекреационной деятельности включена деятельность санаторно-курортных организаций по лечению и профилактике заболеваний, причем впервые она определена не только как социальная, но и экономическая категория.
Определение туристско-рекреационной деятельности включает гораздо более широкий круг вопросов, которые решают субъекты туристской индустрии, санаторно-курортные организации, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов туриндустрии, курортного лечения и отдыха, а также – при оказании услуг в области организации путешествий, отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.
В законопроекте определен особый порядок взаимодействия резидента туристско-рекреационной зоны, органов ее управления, а также – органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды и объектов культурного наследия по оформлению
необходимых документов и проведению соответствующих экспертиз в случае, если территория зоны включает в себя земли историко-культурного назначения, особо охраняемую природную территорию, объекты культурного и природного наследия.
После принятия законопроекта должны быть проведены конкурсы на размещение ОЭЗ туристско-рекреационного типа в регионах России.
Таким образом, рассматриваемые федеральные законы создают правовые основы для улучшения инвестиционного климата и имеют важное значение для тех российских регионов, где имеется природно-рекреационный, культурный, этнографический потенциал, а это – практически вся Россия. Однако и администрации субъектов Федерации должны быть заинтересованы в развитии туризма. Эта отрасль должна быть признана одним из приоритетных направлений социально-экономического развития регионов, привлекательным в инвестиционном плане.