Как известно, Крым представляет собой уникальное
место на планете Земля по своим климатическим условиям. Именно поэтому через
Крым прошло много народов мира, осваивавших его еще в древности. Эти народы
оставили бесценные исторические архитектурные и археологические памятники.
«Россыпи» этих памятников простираются с запада на восток, и с севера на юг. В
них следы жизни и давно исчезнувших народов и ныне существующих. Это и столица
позднескифского государства Неаполь-скифский, передавший столичную эстафету
Симферополю – нынешнему столичному центру Крыма. Здесь остатки Херсонеса,
основанного выходцами из Гераклеи с Южных берегов Черного моря и постоянно
опекаемого греками Византии, мирно соседствующие с современными жилыми районами
хорошо всем известного Севастополя. На месте современной Керчи еще в 6 веке до
н.э. был основан Пантикапей – многовековая столица Боспорского царства,
расположенного на обоих берегах Керченского пролива, соединяющего Азовское и
Черное моря. Предки сегодняшних итальянцев из Генуи в Крыму оставили несколько
памятников, лучший из которых – Генуэзская крепость в Судаке. В бывших столицах
Крымского Улуса Золотой Орды и Крымско-Татарского ханства – Старом Крыму,
Чуфут-Кале, Бахчисарае осталось еще много исторических памятников, среди которых
выделяется Ханский дворец в Бахчисарае и пещерный город в Чуфут-Кале. Период
подчинения Крыма Османской империи характерен дальнейшим развитием поселений
Крыма, а в отдельных случаях их разрушением. Эта участь в 1475 году постигла
столицу княжества Феодоро – Мангуп, один из городов, представляющих колоссальное
туристическое значение для Крыма. Период после освобождения Крыма Россией от
Турции с 1783 года характерен развитием его как курорта, освоением его
территорий российскими помещиками и промышленниками, немецкими колонистами, что
представлено многочисленными памятниками истории и архитектуры.
Все эти события давно минувших дней и
исторические памятники – свидетели этих событий, постоянно привлекают в Крым
туристов из многих стран мира.
Передовые страны мира, имеющие сходный потенциал
с потенциалом Крыма уже давно его эксплуатируют как основной системообразующий
потенциал для своих регионов. Что же имеется ввиду под словосочетанием «системообразующий
потенциал»? Это когда имеющийся потенциал может взять на себя функции
организации целенаправленного развития в регионе, где эта функция проявляется
как стержневой процесс хозяйственной деятельности, которой подчиняются
практически все остальные сферы деятельности. Главная задача общества
удовлетворение потребностей населения. К этому стремятся обычно в системах
управления развитием тех регионов, где есть ярко выраженный системообразующий
хозяйственный комплекс.
Такой комплекс имеется в Крыму. Прежде чем
рассматривать вопрос о том, как должно быть построено региональное управление,
следует оценить, насколько рекреационный комплекс является системообразующим в
Крыму, насколько он сегодня лежит в основе повышения благосостояния населения,
насколько он решает главную задачу в регионе – удовлетворение постоянно
меняющихся потребностей населения, и насколько обеспечивается эффективное
использование природных ресурсов региона деятельностью аппарата управления,
взявшего на себя задачу управления социально-экономическим развитием региона. В
различных странах мира имеются положительные результаты системного подхода к
использованию возможностей приоритетного комплекса в регионе, в частности такого
как рекреационный. Известно, что рекреационный комплекс в этих странах очень
важен для формирования бюджета. После таких важных бюджетообразующих сфер
деятельности как автомобилестроение, нефтедобыча идет рекреационный комплекс,
туризм. В настоящее время Украина пока не имеет положительных результатов в этом
направлении, обладая такими уникальными регионами как Крым, Черноморское
побережье на Юге Украины, Карпаты. Туризм сегодня не дает такого вклада, как в
других странах в формировании валового внутреннего продукта, бюджета и
национального дохода от деятельности этой важной по результативности отрасли.
Низкая результативность этой сферы хозяйствования во многом зависит от
отсутствия подготовленных кадров, решающих эту проблему. Решить эту задачу
призваны вузы Украины, наука, где решаются проблемы подготовки кадров
исполнительского звена и высших кадров. Эти кадры могут послужить гарантом
стратегического формирования будущего страны. Сочетание подготовки специалистов
медицинского профиля, лесохозяйственного и геологического составляет фактически
костяк специалистов, которые содержат рекреационный потенциал в виде,
привлекательном для использования человеком в целях восстановления здоровья.
Также готовят специалистов специфического профиля, например, поддерживающих
инфраструктуру рекреации: специалистов, отвечающих за строительство дорог, за
связь, коммуникации, специалистов, поддерживающих чистоту в бытовой
инфраструктуре, по переработке и устранению отходов, т.е. специалистов,
непосредственно формирующих процессы пользования потенциалов. К числу
специалистов рекреационного комплекса относятся менеджеры, экономисты,
работающие в конкретных сферах хозяйственной деятельности. Задача, решаемая ими,
достаточно ответственна и сложна, т.к. практика последних десятилетий показала,
что в каждой отрасли имеются ее резервы совершенствования, которые слабо
используются из-за отсутствия прежде всего:
— высококвалифицированных
менеджеров, экономистов;
— отсутствия разработанной
системы их деятельности;
— надежных методов обработки
информации, которой они используются в своей деятельности;
— обоснованных организационных
структур управления всеми этими процессами;
— структур, которые позволяют
обеспечить эту координацию;
— современных методов, позволяющих использовать объективно существующие биологические и экологические законы;
— рычагов экономического,
правового и социального характера.
В связи с этим важной экономической задачей
является поиск путей подготовки специалистов этого профиля, которые могли бы
ориентироваться во всей этой сложной взаимосвязи перечисленных выше составляющих
и эффективно ими пользоваться.
На фоне признания важности для экономики Крыма
рекреационного комплекса нельзя не обратить внимание на тот факт, что реально
экономика Крыма в последние десятилетия развивалась фактически без учета
возможностей этого комплекса. Все развитие экономики шло по пути многоцелевого
комплексного развития, как было принято в 60-70-е годы. В тот период
стремились развивать одинаково практически все сферы хозяйствования. Такой
подход к формированию экономики региона по всем возможным направлениям развития
привел к тому, что в Крыму были сформированы отрасли хозяйствования, которые
имели результаты, важные в экономическом плане в целом для страны, но не имели
никакого, кроме отрицательного, значения для экономики Крыма,
Развивались сферы деятельности, которые не
базировались на местном сырье и результаты деятельности которых не являлись
необходимым условием существования населения Крыма. В основном в этом
направлении развивался район Красноперекопска и Армянска. Сегодня там
сформирована СЭЗ Сиваш. О результатах ее деятельности следует говорить _отдельно.
Деятельность населения в этом районе в основном базировалась на привозном
сырье, то есть заводы, построенные в том промышленном узле, в основном, зависели
не от ресурсов Крыма, а от привозных и продукция также, в основном, вывозилась
за пределы этого региона. Положительным моментом считалось то, что население
было приобщено к производственным процессам, т.е. имело возможность работать.
Последствия этой промышленной деятельности имели отрицательное экологическое
значение: эти виды деятельности в отмеченном промышленном узле потребляют
большое количество воды, которая после использования должна сбрасываться. Обычно
сброс использованных промышленных вод осуществляется в близлежащие водоемы.
Такими водоемами в этой промышленной зоне оказались некоторые озера и Сиваш. Все
эти сбросы привели к тому, что ряд озер и часть Сиваша, прилегающего к этой
зоне, стали нежизнеспособными, очень загрязненными. В последнее десятилетие эти
проблемы обсуждают все чаще. В составе СССР эти проблемы были неразрешимы,
поскольку интересы отраслевого хозяйствования преобладали над интересами
населения, проживающего в этом регионе. После распада страны, связи между ее
бывшими республиками были нарушены, многие из предприятий оказались
приостановленными, возник вопрос о необходимости поиска новых подходов к
проблемам занятости населения к проблемам реструктуризации экономики. Эти
проблемы пока еще не решены, их следует рассматривать отдельно. Можно лишь
подчеркнуть, что привлекательность для туристов этих мест сведена к нулю, им
можно показывать только то, как уничтожена природа человеком. Это в какой-то
степени может служить стимулом для посещения тех мест, но не надолго и скорее
всего в этой зоне может развиваться только специализированный туризм для
специалистов, имеющих отношение к охране окружающей среды, к процессам
восстановления утраченных природных ресурсов и которые решают проблемы очистки
загрязненных вод, почв. Также можно назвать и другие антропогенные воздействия,
отрицательные для рекреационного потенциала.
Вместе с тем, практика многих стран мира
показывает, что еще не все потеряно. Так, к примеру, возьмем Францию. В этой
стране тоже было много карьеров по добыче природных ископаемых, а позже на их
месте разместили виноградники. В непосредственной близости от этих карьеров
винодельческие предприятия превращены в музеи виноделия и имеют не уменьшающийся
поток туристов. Туристы знакомятся с процессом изготовления вина, им показывают
виноградники, на месте которых раньше были карьеры. Кстати, в Донецкой и
Днепропетровской областях Украины тоже имеется положительный опыт озеленения
терриконов (Донецк) и карьеров (Орджоникидзе), который может послужить примером
и для Крыма. В Крыму очевидно тоже можно предпринять реальные шаги в этом
направлении, которые дали бы возможность приезжать сюда туристам.
За годы существования СССР Крым получил
неофициальный статус всеобщего центра страны по лечению и отдыху. При этом
уровень разнообразия и качества лечебных медицинских услуг был достаточно высок,
а услуг по отдыху – низок. Руководители санаториев и пансионатов, преобладавших
в рекреационном комплексе Крыма, были медицинские работники.
В системе управления развитием Крыма в начале
90-õ годов сформировалось видение важности рекреационного комплекса для всей
экономики Крыма. Было много разработок, выполненных по заданию правительства
Крыма разнообразными научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими
организациями страны, тогда еще СССР. Все они позволили сделать выводы о
необходимости более целенаправленного развития рекреационного комплекса Крыма в
целях получения большей отдачи — экономики как Крыма, так и всей страны.
В связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных
связей между его бывшими республиками и спадом в них экономики произошел
значительный спад в притоке туристов в Крым. Потребовался поиск новых путей
возрождения туризма в Крыму. В связи с формированием Автономной Республики Крым
и появлением в ней своего Правительства, было создано Министерство курортов и
туризма. Это министерство взяло на себя функции координации процессов развития
туризма в Крыму. Его сотрудники разработали концепцию развития рекреационного
комплекса. Для осуществления этой концепции требовались новые кадры. С 1993 г.
Симферопольский государственный университет начал подготовку специалистов по
менеджменту в туризме. Была разработана идеология повышения эффективности
рекреационного комплекса в Крыму и методология оценки этой эффективности. Одной
из составляющих этой идеологии было расширение ассортимента туристических услуг
и постоянное их обновление. Это требовало рассмотрения множества
специализированных видов туристической деятельности, отхода от традиционной
подготовки кадров для туризма. Традиционно поставщиками кадров для туризма как
экскурсоводов были географический и исторический факультеты университета, но
многих туристов интересуют не только экзотические географические и исторические
памятники, этнографические особенности местного населения, но и активный отдых
среди этой экзотики.
Рассмотрим особенности формирования туристической
или рекреационной отрасли в Крыму. Именно рекреационный комплекс и его
составляющая – туризм является для Крыма приоритетной. Рекреационный комплекс
служит основой для развития на его ресурсах специфического направления
туристической деятельности. Подготовку для работы в той отрасли ведут различные
учебные заведения, каждое из которых специализируется на сфере деятельности
этого комплекса. Имеется в виду, что рекреационный комплекс базируется на
климатических особенностях Крыма. Климатические особенности пронизаны природными
ресурсами рекреационного характера. Основные составляющие ресурсного характера,
которые формируют природные особенности Крыма это – море, горы, лес. Они
позволяют в сочетании с климатическими особенностями (температурным режимом,
количеством солнечных дней в году и т.д.) создавать условия для реализации всего
рекреационного потенциала в восстановлении и человеческого потенциала, его
работоспособности.
Подготовку специалистов для работы в рамках этого
потенциала ведут институты медицинского профиля – врачей, других медицинских
работников, которые контролируют здоровье приезжающих, восстанавливая их
здоровье или поддерживая его. Так как в составе природного потенциала Крыма есть
зеленые насаждения, то они также привлекают приезжающих. Например, горы в районе
Нового Света имеют естественные лесные покровы в виде реликтового можжевельника,
который обладает определенными лечебными свойствами и многие туристы стремятся
там побывать.
Крым располагает условиями для такого активного
отдыха. Многие десятилетия здесь культивировался планеризм (музей планеризма
расположен в помещениях туристской базы «Приморье» в Коктебеле). Планеризм
получил новое развитие в дельтапланах, парапланах, воздушных шарах, производимых
в Феодосии рядом с Коктебелем.
Крым располагает уникальными возможностями для
спелеотуризма. Его пещеры постоянно посещают спелеотуристы.
Традиционный отдых на море давно расширил
ассортимент услуг, дополнив надувные матрацы, водяные велосипеды и гребные
шлюпки яхтами, виндсерфингами, глиссерами, водными лыжами, буксируемыми
парашютами, гидродельтапланами.
Все больше используются и зимние месяцы для
отдыха в Крыму. На горе Ай-Петри и на Ангарском перевале установлены бугельные
подъемники для горнолыжников, которые с декабря по март катаются там на
слаломных трассах (конечно, не таких сложных как на Кавказе, в Альпах и даже
Карпатах).
Однако весь этот комплекс услуг для активного
отдыха туристов в Крыму пока недостаточно обеспечен технически и кадрами. Вторую
часть проблемы Симферопольский государственный университет постепенно решает.
Готовятся учебные и методические материалы по расширению специализации
менеджеров туризма, устанавливаются контакты с зарубежными университетами,
имеющими опыт решения образовательных проблем в условиях такой специализации
(Ницца, Перпиньян, Гренобль, Генуя), предпринимаются попытки привлечения новых
возможностей при подготовке экскурсоводов для ранней стадии подготовки
менеджеров.
В последние годы на факультете экономики и
менеджмента ведется подготовка специалистов по менеджменту туризма, а в
Симферопольском экономическом институте в составе университета – по менеджменту
гостиничного хозяйства и международному туризму. Эти специальности наиболее
восприимчивы к требованиям туристического рынка. Студенты этих специальностей
под руководством преподавателей университета приступили к формированию
информационной базы на компьютерах кафедр менеджмента и маркетинга и
информационных систем о наиболее популярных туристических объектах Крыма.
В перспективе намечено с применением средств
мульти-медиа по наиболее интересным объектам сформировать озвученные
видео-компьютерные фильмы, а по системе Интернет – давать возможность
туристическим фирмам мира знакомиться с этими достопримечательностями. На базе
университета ведутся занятия в экспериментальных классах общеобразовательной
школы. Ученики этих классов обучаются работе на современных компьютерах, связи
по электронной почте и по Интернет. А поскольку известно, что лучше всего
обучаться играя, преподаватели и студенты университета обсуждают сегодня
проблемы как сделать из информации о Боспорском царстве, Херсонесе, Скифии,
Генуэзских и Немецких колониях увлекательные компьютерные игры, как организовать
через Интернет международные школьные и студенческие конференции по этим и
другим туристическим объектам.
Учитывая недостаточный местный опыт в решении
этих вопросов, преподаватели и студенты университета предполагают максимально
изучить подобный опыт в университетах Франции (Перпеньян, Ницца, Гренобль),
Италии (Генуя) и других стран.
В АО «Крымтур» существует учебный центр, который
занимается подготовкой кадров для своей системы и имеет возможность предоставить
свою учебную базу для других фирм. В дочерних предприятиях системы круглогодично
занято более 2000 человек около 100 профессий. Это обязывает осуществлять
качественную подготовку и переподготовку кадров: экскурсоводов, организаторов,
инструкторов по туризму, групповодов, горничных, поваров и других. Программы
курсовой подготовки утверждены Министерством образования и состоят из лекций,
семинарских и практических занятий, учебных экскурсий, походов, показов,
изучения передового опыта с использованием широких возможностей отделений центра
и материальной базы АО «Крымтур» в Симферополе, Севастополе, Евпатории,
Феодосии, Ялте, Гурзуфе. Причем, после успешной сдачи экзаменов и получения
удостоверения наиболее достойные из них могут получить работу в системе АО «Крымтур».
В условиях отмечавшегося спада экономики Украины, России и других
стран бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы произошел спад и в
туристическом бизнесе Крыма. Создание новой информационной базы о туристических
объектах древнего и средневекового Крыма привлечет не только туристов, но и
инвесторов, понимающих прибыльность и беспроигрышность возрождения «седой
старины» для туризма. Понимая международное значение такого возрождения, к новым
специальностям предъявлено требование изучения минимум двух европейских языков,
преподавания специальных курсов на этих языках и даже защиты выпускной
(дипломной работы) на одном из европейских иностранных языков. Выполнение
отмеченных выше условий подготовки менеджеров по туризму в Симферопольском
государственном университете создаст необходимую базу выхода их на международные
стандарты специалистов.