Перспективы развития туристских пешеходных маршрутов в Крыму

 

Временем организационного оформления туризма на земном шаре считается 1857 г, когда в Лондоне был создан Английский альпийский клуб — первое в мире объединение любителей путешествий в горах. Первая официальная туристская организация в дореволюционной России возникает в Одессе 6 мая 1890 г., на общем собрании учредителей создаётся Крымский горный клуб. Правда, ещё в 1877 г. на Кавказе, в Тифлисе, при Обществе естествоиспытателей возник альпийский клуб по образцу зарубежных. Однако рассчитанный на ограниченный круг людей из привилегированных классов, он просуществовал всего два года.

В Советское время в главном туристско-экскурсионном предприятии Крыма, которым являлся областной совет по туризму и экскурсиям, существовало 89 туристских и много экскурсионных маршрутов. Десять из которых были Всесоюзными линейными туристскими маршрутами, шесть — с активным способом передвижения, т.е. пешеходные и три — с пассивным способом передвижения, автобусные. В горнолесной
зоне Крыма было развёрнуто 25 туристских стоянок и столько же было зарезервировано. Под пешеходные маршруты были задействованы 8 туристских баз.

За годы независимости Украины в Крыму не осталось ни одного линейного маршрута, существуют только радиальные маршруты с различным сроком пребывания от 5 до 20 дней и различным набором дополнительных услуг развлекательного плана, где полностью отсутствует туристская направленность.

Цель статьи — анализ перспектив развития туристских пешеходных маршрутов в Крыму.

В настоящее время возникла необходимость создания полноценного туристского продукта. Рекреационные возможности позволяют отлично организовать отдых в Крыму 2012 с использованием различных маршрутов: пешеходных, автобусных, вело-маршрутов, спелео, конных и многих других. Но наиболее предпочтительными для Крыма являются пешеходные маршруты. Пешеходный туризм наиболее эффективен, т.к. является частью активного отдыха, в котором
пересекаются все виды рекреации, происходит процесс восстановления и развития сил человека на основе перемены деятельности. Пешеходный туризм — это более дешёвые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения, поэтому он является доступным для лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов.

По возрастному признаку — это молодёжный туризм (до 30 лет) и туризм среднего возраста (30-50 лет). Но в практике пешеходного туризма Крыма были случаи, когда туристские маршруты успешно проходили лица старших возрастов.

Для функционирования пешеходных маршрутов в Крыму необходимо провести экспертную оценку старых маршрутов и осуществить текущее планирование новых.

Текущее планирование пешеходных маршрутов включает в себя:

— выбор трассы;
— оборудование и благоустройство турстоянок;
— маркировку маршрута;
— подготовку инструкторов-методистов.

1. Трасса маршрута должна проходить в горно-лесной зоне, исключая заповедные места, и включать необходимый перечень туристско-экскурсионных объектов. При планировании и организации пешеходного туристского маршрута, вместе с наличием обязательных для каждого маршрута факторов активного отдыха, познания и оздоровления, должна достигаться и иная цель — содержание маршрута. Эта цель определяется характерной особенностью данного маршрута, которая отличает его от всех других и присуща только ему. Она может являться следствием месторасположения туристских хозяйств, наличием уникальных экскурсионных объектов, связанных единой тематикой по трассе маршрута, а также природными или климатическими факторами района путешествия. Как правило, эта главная особенность туристского маршрута должна иметь достаточный удельный вес и по времени и по набору экскурсий в плане путешествия, а также должна быть отражена в названии маршрута (например, «По пещерным городам Крыма», «По местам боёв Крымских партизан»).

Общая протяжённость маршрута с активным способом передвижения должна выбираться с учётом показателей категорий сложности путешествий. В советское время пешеходные туристские маршруты в Крыму организовывались с учётом нормативов значка «Турист СССР».

Дневные переходы для пешеходных маршрутов должна составлять 10-15 км, при этом следует учитывать вес рюкзака — 10-20 кг.

Важным фактором при организации и планировании пешеходных маршрутов является определение продолжительности и сезонности. Туристские маршруты могут быть как круглогодичного, так и сезонного действия. При определении сезонности маршрута необходимо учитывать его содержание, наличие и состояние материальной базы, климатические условия, средства и способ передвижения. Пешеходные маршруты должны быть сезонными, действующими с мая по октябрь, круглогодичными маршрутами
могут быть автобусные.

Продолжительность маршрута следует устанавливать с учётом содержания маршрута, количества турбаз на маршруте и сезонности работы. Как правило, пешеходные маршруты имеют продолжительность 20 дней.

Установление правильной продолжительности маршрута в целом, а также продолжительности пребывания туристов в каждом из пунктов маршрута имеет очень большое значение, т.к. от этого в конечном счете зависит успешная работа маршрута и его популярность среди туристов.

Общая продолжительность путешествия должна соответствовать продолжительности отпуска различных категорий населения.

Большое значение имеет месторасположение головной турбазы (начало маршрута), к ней должны быть удобные подъездные пути для заезда туристов (например, г. Симферополь — т/г «Таврия», г. Бахчисарай — т/б «Привал»). Заканчиваться пешеходный туристский маршрут должен на приморской турбазе, чтобы туристы имели возможность отдыха после похода.

2. Важной задачей при планировании пешеходных маршрутов является благоустройство и оборудование турстоянок.

Туристическая стоянка — это территория, где расположен палаточный городок, кухня-столовая, спортивные площадки, душевые, умывальники, туалеты, функционирующие с мая по октябрь. На первом этапе нужно определить земельные участки, их размеры, место нахождения, наличие источника воды, и решать вопрос
аренды земли в местных исполкомах.

На втором этапе необходимо осуществить перечень работ по оборудованию и благоустройству. Каркасы палаток и кухни-столовой должны быть изготовлены из лёгких металлических конструкций, которые крепятся в бетонное основание. Палаточный материал должен быть водостойким и иметь яркие однотонные расцветки (красный, жёлтый, голубой и т.д.). Цвета маркировки и палаток должны совпадать, у каждого
маршрута должен быть свой цвет. Наступило время электрификации турстоянок, которая решит многие проблемы быта. Электрификация стоянок позволяет установить электрические плиты для приготовления пищи, бойлеры в душевых, осветить территорию. Для полноценного отдыха на стоянке необходимо оборудовать спортивные площадки: волейбольную, бадминтонную, для мини-футбола, для настольного тенниса, установить гимнастическую перекладину. За всем этим хозяйством должны быть закреплены ответственные работники, т.е. коменданты стоянок.

3. Все туристские маршруты должны быть обозначены специальными знаками — маркировкой. Туристская маркировка — это система условных обозначений, которые наносятся на местности: деревья, столбы, камни, строения или на специально поставленные опоры. Основным элементом маркировки служат «марки» — знаки, показывающие принадлежность данной точки к определённому маршруту. Маркировка должна также способствовать повышению содержательности маршрута, обеспечению безопасности туристов, иметь природоохранные функции.

4. Подготовкой инструкторов-методистов пешеходного туризма должны заниматься те турхозяйства, которые будут организовывать, и обслуживать пешеходные маршруты. Этим туручреждениям необходимо организовывать подготовительные курсы. Другим направлением подготовки инструкторов-методистов являются высшие учебные заведения Министерства образования Украины, на факультетах которых изучаются дисциплины по туризму и отдыху.

Пешеходные туристские маршруты наступившего века должны отличается от маршрутов советского времени своим эстетическим видом, комфортабельностью, содержанием и соответствовать мировому уровню.

Функционирование пешеходных туристских маршрутов позволит:

— расширить курортный сезон в Крыму с мая по октябрь;
— перераспределить туристские потоки, т.е. снизить нагрузку на наиболее освоенные территории и осуществить отток рекреантов в горно-лесную зону;
— обеспечить рабочими местами определённые категории граждан, преимущественно жителей сельской местности;
— увеличить объём предоставляемых услуг и расширить их ассортимент;
— увеличить загрузку турхозяйств, обслуживающих данные маршруты;
— увеличить денежные поступления в Крымский бюджет;
— пешеходный туризм как вид активной деятельности, осуществляемый в тесном контакте человека с
природным окружением, воспитывает у него любовь к природе, стимулирует его заботу об её охране.

Источники и литература

1. Государственная программа развития туризма на 2002-2010 годы. Утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 29 октября 2002 г. № 583.
2. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. — Минск: «Экономпресс», 1998.
3. Планирование и организация туристских маршрутов. — Москва: ЦРИБ «Турист», 1976.
4. Основы туристского маркетинга. — Москва: ЦРИБ «Турист», 1990.
5. Список туристских маршрутов Украинского республиканского совета по туризму и экскурсиям на 1989 год. — Киев, 1989.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.