Междисциплинарный характер курса «Культурное наследие и туризм» на историческом факультете

 

Специфика туризма предполагает междисциплинарный подход к изучению его проблем,
так как эта сфера деятельности имеет отношение к истории, культуре, экономике,
географии, социологии1. Естественно поэтому, что комплексным характером туризма
определяются особенности освоения специальности «Социокультурный сервис и
туризм» на историческом факультете Саратовского госуниверситета и преподавания
дисциплин профильной подготовки, к которым относится семестровая программа
«Культурное наследие и туризм».

Выбор этой дисциплины для преподавания обусловлен значимостью культурного
наследия как ресурсного основания для развития познавательного туризма, а также
необходимостью содержательно расширить знания, полученные студентами в процессе
изучения других предметов обще-профессиональной направленности.

Организация учебного материала рассчитана на интеграцию профессиональных знаний
и навыков, а содержание дисциплины распределяется между лекционными занятиями,
которые обеспечивают многоуровневое рассмотрение культурного наследия в
теоретическом, историческом, институциональном и прикладном аспектах, понимание
его общекультурного значения, места и роли в туристской сфере. Акцентирование
обозначенных аспектов в качестве тематических блоков в структуре учебного курса
способствует реализации его основных задач:

— познавательной,
— учебно-информационной подготовки,
— аксиологической, или ценностно-ориентационной.

Тематические блоки курса связаны между собой единством теоретического
осмысления культурного наследия как совокупности материальных и нематериальных
составляющих, или совокупности унаследованных культурных ценностей.

Поскольку культура представляется интегративной и многослойной, ее проблематика
прочно завоевала статус междисциплинарного поля исследования для разных отраслей знания. История, философия, социология,
искусствоведение, психология, музееведение — только некоторые из них. Ставший
актуальным в наши дни междисциплинарный подход и синтезирование различных
данных позволяют понять многое как единое, как целостность, решая при этом
конкретные задачи. Каждая из областей науки, рассматривающих общество, культуру,
человека, имеет свое определенное предметное содержание. Их взаимодействие и
взаимодополнение, отвечая новым потребностям осмысления культуры как
целостности, предполагают широкий контекст, сопрягающий проблематику
функционирования и развития культуры с изучением ее конкретных форм. Существенно
при этом, что сама культура понимается как способ бытия человека в единстве
смыслов, средств, результатов его деятельности, как мир человека и сфера его
расширяющейся самоактуализации. В зеркале междисциплинарности культурное
наследие может быть рассмотрено многоаспектно и целостно.

Теоретическим основанием для рассмотрения культурного наследия является
философская теория ценностей. Проблема ценности — проблема значимости.
Аксиологические аспекты культурного наследия охватывают следующие вопросы:

— содержание понятий «культурное наследие» и «культурные ценности»,
— ценностная сущность культурного наследия и его социокультурная значимость,
— единство и взаимосвязь культурного и природного наследия.

Культурные ценности — это предметы материального мира и нематериальные
(духовные) субстанции, имеющие общественную значимость. Культурное наследие —
ценностная категория, включающая в себя все богатство предшествующего
культурного опыта человечества2. Культурологический подход в географии,
реализованный культурной географией, имея своим предметом геокультурный процесс,
понимаемый как соразвитие территории и культуры3, позволяет сформировать
представление о культурном ландшафте как целостном и взаимосвязанном
территориальном комплексе компонентов природы и культуры, его динамике в
исторической ретроспективе и его трансформациях в современных условиях.

Культурное наследие является объектом науки и основанием практической
деятельности, в том числе в туристской сфере. И хотя всеобъемлющей его
классификации не существует, анализируется структура культурного наследия,
обусловленная разными основаниями структурирования.

В рамках учебного курса заметное место отводится рассмотрению па-мятников как
вида культурных ценностей и их типологии, причем акцентируется аксиологический подход, который является универсальным, по-скольку
учитывает все возможные отношения общества к предмету, признаваемому
памятником4. Важно сформировать у студентов понимание то-го, что отношение к
памятникам как к культурному наследию определяется прежде всего характером
исторических представлений, что понятие «культурное наследие» — категория
историческая и ценностная шкала ее подвижна5.

Если понимать культуру в широком «антропологическом» смысле, то «история мировой
культуры» становится синонимом всеобщей истории6. Сочетание свойственных
истории, культурологии, искусствоведению способов интерпретации памятников
культуры оказывается целесообразным и необходимым для периодизации культурного
наследия, его типологической характеристики и понимания как целостности
отдельных культурных типов и форм во всей сложности реальной жизни культуры.

Рассмотрение памятника как социокультурного явления и вида культурных ценностей
учитывает подходы, принятые как в музееведении, так и в формирующейся сфере
научного знания — памятниковедении7. Методы памятниковедения, призванные
определить критерии отнесения тех или иных явлений к памятникам,
классифицировать и систематизировать их, дают необходимую теоретическую базу для
изучения практики использования ресурсов культурного наследия в туризме. При
этом выявляются не только пути вовлечения историко-культурных ресурсов в
туристскую сферу, но и угрозы и опасности, которым подвержены культурные
ценности, даже самые долговечные из них, те, которые трудно «физически»
уничтожить, — разговорная речь, обычаи, традиции народного искусства. В
процессе изучения материала формируется понимание того, что культурные ценности
утрачиваются и искажаются по воле людей и при, казалось бы,
обычном течении жизни. Постоянно уходят из употребления, заменяются предметы
бытового обихода, зачастую памятники архитектуры уничтожаются ради нового
строительства. Вредным для памятника оказывается и неквалифицированное
вмешательство, претендующее на то, чтобы называться реставрацией.

Уважительное отношение к культурному наследию, потребность в его сохранении,
изучении и бережном использовании в современных условиях считаются показателями
зрелости общественного, гражданского сознания, а охрана культурного наследия
является одной из основных функций государства. Правовые аспекты культурного
наследия, таким образом, в данном учебном курсе ориентированы на формирование
представлений о том, что культурное наследие охраняется законом.

Освоение правовых вопросов культурного наследия требует развести его
памятниковедческое и юридическое толкования, так как в правовом смысле памятники
— это те культурные ценности, которые признаны достойными государственной
охраны, в том числе хранения в государственных хранилищах или учета
государственными органами охраны памятников8.

Естественным поэтому представляется рассмотрение истории развития
памятникоохранительных тенденций, ведь они показывают, какое место занимает
культурное наследие в жизни общества. От уровня понимания значимости
культурного наследия и возможностей его использования зависит характер
законодательства по охране памятников и музейному делу. Диапазон вопросов
юридического регулирования культурной сферы, которые входят в состав учебного
курса, достаточно широк: от первых законодательных актов, появившихся в
императорском Риме, до правовых норм защиты ценностей культуры в современных
условиях, включая особенности правоприменения законодательства о культурном
наследии в России и за рубежом.

Если российское законодательство по музейному делу и охране памятников,
представляющее собой совокупность государственных актов, норм административного,
уголовного и гражданского права, а также служебных положений и инструкций,
регулирует отношения в сфере национального культурного наследия, то вопросы
международно-правовой защиты культурных ценностей отражены в многосторонних и
двухсторонних международных договорах, конвенциях ЮНЕСКО, деятельность которой
направлена на координацию действий различных государств в программах
культурного развития9. Международное сотрудничество в деле сохранения,
изучения и использования культурных ценностей, а также роль международных
организаций в этой сфере являются необходимым завершением тематического блока,
охватывающего правовые аспекты культурного наследия.

С институциональной точки зрения с сохранением, изучением и публикацией
(представлением публике) культурного наследия имеют дело различные организации,
функционирующие в сфере культуры. Это библиотеки и музеи, выставочные центры и
галереи, реставрационные службы, театры и концертные залы, архивы, учреждения,
ответственные за охрану памятников, средства информации, связанные с
сохранением наследия, и т.д. Их деятельность сопрягается с туризмом и может
включаться в туристские услуги, становясь составляющей турпродукта.

В этом перечне музеям принадлежит заметная роль, хотя бы уже потому, что
музейные предметы обладают свойством информативности, да и сам музей
рассматривается как информационная или коммуникационная система.

Современное понимание музея исходит из того, что это институт социальной
памяти, некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для
хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных
коллекций. Культурное наследие — общая ресурсная основа деятельности музея и
туристской сферы — является и единственным основанием музееведения как научной
дисциплины.

Принятая в современном музееведении информационная модель музея дает
возможность объяснить возрастание его роли в условиях глобальной
информатизации. Музей как социальный институт, построенный на принципе диалога
культур, оказался вовлечен в процессы глобального характера прежде всего
потому, что сегодня стал фактическим распорядителем громадного информационного
ресурса, именуемого «культурное наследие»10. В такой интерпретации музей
предстает целостной, встроенной в глобальную информационную структуру общества
информационной системой11. Объектом деятельности музея является культурное
наследие, а содержание деятельности есть процесс, связанный с получением,
хранением, преобразованием информации и ее передачей внешним и внутренним
потребителям.

В рамках данного учебного курса комплексное рассмотрение музея как явления
культуры акцентирует следующие аспекты и проблемы:

— целостную историко-культурную динамику музея,
— общественную значимость музея, его социокультурные функции и их исторические
метаморфозы,
— культурогенез музея, его становление в рамках различных культурных систем,
— изменение существующих музейных форм, их модернизацию в новой социокультурной
ситуации.

При изучении музейной типологии лекционный материал строится таким образом,
чтобы подчеркнуть специфичность музея художественного, который концентрирует в
себе многообразие художественного опыта минувших времен и дня настоящего в его
исторических, философских, эстетических, психологических и иных аспектах. В
музейном сообществе он специфичен уже тем, что, представляя искусство в его
художественном качестве и экспонируя оригиналы, подлинники, первоисточники, по
характеру воздействия сближается с филармоническим концертом или театральным
спектаклем. Все это отличает художественный музей от музея
научно-документального типа, позволяя ему сохранять актуальность и
привлекательность для публики.

Принято считать, что музей как хранитель и интерпретатор культурного наследия
представляет собой часть неагрессивного (преимущественно городского)
пространства, где создается непринужденная обстановка для общения людей.
Понимание туриндустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и
услуг для туризма12 предполагает рассмотрение музея в качестве объекта
познавательного назначения и составной части этой структуры, функция которой
состоит в удовлетворении рекреационных потребностей, разнообразного и
меняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений.

Формат и варианты альянса музея и туризма определяются не столько музейными
ресурсами, сколько степенью их туристского использования. Сегодняшние
экономические реалии и высокая конкуренция на рынке услуг побуждает музеи
искать пути повышения эффективности привычных форм работы и новые способы
привлечения к себе общественного внимания, в частности, с помощью новейших
информационных технологий. Изменившаяся мотивация посещения музея
(преимущественно проведение досуга) смещает ориентиры в сторону рекреационных
форм и главным в музейной деятельности делает трансляцию специфически музейными
средствами культурной информации в максимально востребованном публикой виде.

Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия музеев и туристской сферы,
характер сопряжения современного музея и технологий туризма составляют основу
завершающего тематического блока. Он объединяет музееведческую проблематику, относящуюся к музейной коммуникации, с
позициями стратегического менеджмента, заботящегося о выработке продуманной
политики, а также маркетинга, который предполагает вовлечение музея в рыночные,
т.е. ориентированные на потребителя, отношения.

Междисциплинарный характер лекционного курса «Культурное наследие и туризм»
поддерживается и его мультимедийным сопровождением, что делает учебный материал
не только наглядным, но и эмоционально ярким и запоминающимся, создавая
благоприятные условия для его освоения.

Литература

1. См.: Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М., 2001. С. 8.

2. См.: Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 312.

3. См.: Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.

4. См.: Российская музейная энциклопедия. Т. 2. С. 74.

5. См.: Шмидт С.О. Памятники в системе науки и общественного сознания // Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. / Науч.-иссл. ин-та культуры. М., 1991. С. 99.

6. См.: Серебрянный С.Д. Введение // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебрянного. М., 1998.

7. «Памятниковедение – это наука о памятниках, их выявлении, изучении, сохра-нении и использовании <…> В пределах общего понятия “памятниковедение” (как и в близком ему во многом источниковедении) можно выделить памятниковедение разных уровней: теоретическое и конкретное (или конкретно-прикладное). Конкретное имеет функциональные отличия от теоретического. Более того, в самом конкретном памятниковедении можно указать разные “этажи сложности”. Это и конкретное памятникове-дение памятников разных классов (типов, видов, разновидностей, разного времени, разной территории, разной тематики), и прикладное, связанное с вопросами сохранения и реставрации различных памятников или с системой их пропаганды (причем особенно в учебных, просветительских и других целях)» (Шмидт С.О. Указ. соч. С. 102).

8. См.: Шмидт С.О. Указ. соч. С. 106.

9. См.: Шульгин П.М. Всемирное наследие: идеи и воплощение // Всемирное культурное и природное наследие. Документы, комментарии, списки объектов. М., 1999. С. 242.

10. См.: Пономарев Б.Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002. С. 70.

11. Там же.

12. См.: Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М., 2003. С. 83.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.