Расположившись на Трафальгар-сквер, Лондонская Национальная галерея открыла свои двери 9 апреля 1839 года. Однако многие историки считают датой ее основания май 1824 г., когда была приобретена коллекция картин Ангерстейна, послужившая ядром будущей галереи и насчитывавшая только 38 картин.
23 марта 1824 г. премьер-министр Англии сообщил о решении правительства приобрести для государства коллекцию богатого банкира Ангерстейна, выставленную на продажу: пять пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», картины «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, хогартовскию серию «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнолдса и «Деревенский праздник» Уилки1.
Сначала картины выставлялись на улице Пэлл-Мэлл в доме № 105. 2 апреля 1824 г. парламент постановил ассигновать для этой цели 57 тыс. фунтов стерлингов вместе с 3 тыс. фунтов на первые нужды галереи.
Покупка коллекции Ангерстейна явилась как бы сигналом для других любителей искусства к пополнению новой галереи. Прежде всего в нее влилась коллекция сэра Джорджа Бомонта, принимавшего активное участие в организации галереи (пейзаж Каналетто «Дом каменотеса», композиция Б. Уэста «Орест и Пилад», Уилки «Слепой скрипач», пейзаж Рубенса «Пейзаж с замком Стен»). Вместе с даром Бомонта число картин галереи выросло до 54, но само правительство не спешило с пополнением музейного собрания. За первые десять лет существования галереи было куплено всего шесть картин.
Период первоначального собирательства галереи завершается включением в нее большого собрания картин, завещанных крупным коллекционером Холуэлл-Карром в 1831 г. («Святой Георгий» Тинторетто, «Святое семейство» Тициана, «Святое семейство» Андреа дель Сарто, «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта). Вместе с произведениями, завещанными Холуэлл-Карром, число картин галереи в 1831 г. достигло 105.
Быстрый рост галереи вызвал настоятельную необходимость в создании для нее соответствующего помещения. В 1831 г. был решен вопрос о постройке по проекту архитектора У. Уилкинса специального здания, для которого был избран участок на северной стороне Трафальгарской площади. В 1838 г. галерея разместилась в этом помещении и была торжественно открыта для публики.
В 1836 г. был издан первый большой каталог всего собрания. В двух объемистых томах были даны гравированные воспроизведения всех 114 картин, из которых состояла галерея, с подробным описанием каждой из них.
В 1838 г. завещание лорда Фарнбру обогатило галерею многими прекрасными работами («Вечер» Рубенса, «Пейзаж с закатом солнца», «Пейзаж с замком Стен», «Водопой», «Телега, едущая на рынок» Гейнсборо, «Хлебное поле» Констебла)2.
С 1843 г. начинаются годы небывалого расцвета и нового стремительного роста собрания Национальной галереи. К этому году в каталоге значилось 187 картин.
В 1847 г. Роберт Верон принес в дар галерее 156 картин английских художников, по большей части еще живущих в то время и представляющих безусловный интерес для истории отечественного искусства3.
В 1851 г. умер знаменитый английский художник Джозеф Маллорд Уильям Тернер, который и завещал государству около 300 своих картин и свыше 19 тыс. рисунков и акварелей. Картины Тернера в настоящее время хронологически завершают собой раздел английской живописи в Национальной галереи.
В 1857 г. была куплена коллекция Ломбарди-Бальди, включавшая в себя алтарные образы кисти Дуччо, Маргарито из Ареццо и других крупных тосканских мастеров XIII–XIV вв., а также знаменитую «Битву при Сан Романо» художника Паоло Уччелло — одну из первых батальных картин в европейской живописи. В результате подобных приобретений Национальная галерея Лондона менее чем за сорок лет своего
существования выдвинулась в ряд ведущих музеев того времени.
В 1865 г. покупаются две алтарные створки с изображением св. Лаврентия и Иоанна Крестителя.
Быстрый рост коллекции снова поставил на очередь вопрос о необходимости дополнительного помещения для галереи.
В 1869 г. Королевская Академия, занимавшая половину здания, переехала, что дало возможность музею занять пять новых залов.
В 1874 г. была куплена коллекция картин итальянских мастеров Возрождения, собранная А. Баркером.
Значительное пополнение раздела голландской живописи произошло в 1875 г. в связи с получением большой коллекции (94 картины) Уинна Эллиса, завещанной им Национальной галерее. Вместе с собранием Эллиса число картин в галерее перевалило за тысячу.
В 1876 г. по проекту архитектора Эд. Бэрри было пристроено восточное крыло галереи. В 1885 г. архитектором Дж. Тэйлором был выстроен центральный вестибюль с лестницей и прибавлено еще 5 залов, что вместе с пристройкой Бэрри в 2 раза увеличило площадь первоначального помещения галереи и дало возможность организовать ее экспозицию в подлинно научных началах. Увеличение числа залов позволило систематизировать экспозицию по историческому принципу и разместить коллекции по национальным и местным школам живописи4.
Столь капитальные приобретения, отметившие период 1860–1870-х гг. и определившие в основном облик всего собрания, во многом объясняются относительной дешевизной художественных произведений на мировом рынке, которая позволила галерее в короткий срок накопить такое количество шедевров. Начало роста цен ясно определилось в последней четверти XIX в., и этот факт серьезно отразился на жизни и росте галереи5.
В 1884 г. из двенадцати шедевров старых мастеров из замка Бленхейм было куплено всего два: «Мадонна Ансидеи» Рафаэля и «Конный портрет Карла I» Ван-Дейка. Это было первое поражение, которое потерпела Национальная галерея в своей до сих пор чрезвычайно успешной и широкой закупочной деятельности. Конец XIX – начало XX в. ознаменовались появлением сильного для Лондонской Национальной галереи
соперника в лице Соединенных Штатов, которые скупали художественные ценности для Метрополитен-музея.
В конце 1890-х гг. произошло важное событие в художественной жизни Лондона, имевшее большое значение и для организации и дальнейшего распределения коллекций в Национальной галерее. Этим событием было открытие в 1897 г. Галереи Тейт, ставшей музеем национального английского искусства. В ней разместилась большая коллекция английской школы живописи для широкого знакомства посетителей.
В 1903 г. в Англии родилось новое художественное учреждение, которое стало одним из важнейших факторов в жизни и росте галереи, – Национальный фонд художественных коллекций. Основной целью фонда становилась борьба с вывозом художественных ценностей за границу, а также приобретение произведений современных художников для государственных музеев6.
К началу Первой мировой войны число приобретенных Национальной галереей картин превысило 3 тысячи. Это обстоятельство вызвало дополнительную пристройку новых залов в 1911 году.
К числу наиболее значительных приобретений этого периода следует отнести 192 картины старых мастеров, полученных по завещанию Сэлтинга в 1910 г. (семь работ Коро, целый ряд пейзажей художников барбизонской школы: Руссо, Дюпре, Диаза и Добиньи), по завещанию Лэйна в 1915 г., благодаря которому в галерею впервые вошли картины французских художников XIX в., а по завещанию Лэйарда в это время
собрание обогатилось многими интересными произведениями XV столетия.
В связи с Первой мировой войной в 1917 г. картины ненадолго были эвакуированы из Лондона, но, несмотря на этот факт, комплектование коллекций продолжалось. В галерею поступили полотна Э. Мане, Дега и импрессионистов, полученные по завещанию Лэйна, собравшего в своей коллекции много подлинных шедевров («Портрет Евы Гонзалес», «Музыка в Тюильри» Э. Мане, «Зонтики» Ренуара, «Дон Кихот» Домье, «Портрет Филиппа Орлеанского» Энгра»).
В течение 1920-1930-х гг. собрание продолжало пополняться, но уже в более скромных размерах, чем раньше.
Годы Второй мировой войны явились для Национальной галереи, так же как и для многих музеев Европы, временем тяжелых испытаний. В сентябре 1941 г. все картины благополучны были переправлены в безопасное место, где и оставались до конца войны.
В мае 1945 г. выставка «Сорока трех шедевров» возвестила о возрождении мирных дней и о восстановлении галереи, и в конце 1946 г. Национальная галерея вновь открылась для публики.
В 1992 г. английская королева Елизавета II торжественно открыла большую пристройку к западной части Галереи — «Крыло Сейнсбери», где экспонируются полотна старых мастеров. Помимо экспозиционных залов и помещений для временных выставок в нем предусмотрены большой лекционный зал, залы заседаний, кинозал, аудиовизуальные средства, ресторан и торговое обслуживание7.
В качестве просветительской работы Национальная галерея предлагает использовать CD-плейер, который даст возможность получить произвольный доступ к аудиокомментариям на английском языке практически по каждому полотну на главном этаже и обзор по каждому залу. Здесь же имеется аудиообзор-путеводитель по 30 величайшим полотнам, в том числе в переводе с английского на французском, немецком, нидерландском, итальянском, японском и испанском 8.
Для посетителей с нарушением зрения можно получить бесплатно кассеты, на которых записано описание картин. Проводятся лекции для глухонемых с использованием дактильной азбуки. Проводятся также семейные, полуденные лекции и тематические лекции с показом фильмов.
Оригинальным новшеством в Национальной галереи Лондона является микрогалерея с ее автоматизированной системой информационного поиска. Эта система, содержащая данные по всей экспозиции, позволяет посетителям исследовать определенные ее части в соответствии со своими интересами, будь то отдельные полотна, художники, периоды в истории живописи или темы. Стоит только нажать кнопку – и на экране монитора появляется цветное изображение любой картины, а также необходимые сведения о ней, касающиеся биографии художника, его творческой манеры, истории создания картины.
Национальная галерея широко использует в своей работе новейшие компьютерные технологии. Она сотрудничает с компанией Hewlett-Packard (HP) в рамках учрежденной HP всемирной программы, направленной на поддержку использования техники в деле сохранения, воспроизведения и популяризации произведений искусства народов мира9.
Все 2 тыс. 300 полотен, выставленные в Лондонской Национальной галерее, были сфотографированы специальными высокочувствительными цифровыми камерами – по словам работников галереи, на это ушло целых два года. И если до сих пор посетители могли довольствоваться лишь не-большим количеством печатных репродукций живописных шедевров галереи, то теперь они могут унести с собой копию любой из 900 картин, хранящихся в компьютерной базе данных.
Распечатать копию понравившейся картины посетители могут теперь почти мгновенно нужно лишь найти ее на компьютере и выбрать желаемый размер репродукции – A3, A4 или A5. Как заявила пресс-секретарь галереи Клэр Гаф [Clare Gough], «мы считаем своим долгом предоставить широким кругам населения доступ к нашим картинам, чтобы они могли наслаждаться их красотой у себя дома»10.
В галерее имеются также краткие и полные путеводители: книга «Путеводитель по национальной галереи» и брошюра «20 великих картин» на 6 языках.
В дополнение к показу постоянной экспозиции Национальная галерея проводит интересную программу временных выставок. Брошюру «События и информация» (Events and Information) с перечнем текущих выставок можно получить в любом справочном столе галереи, там же можно взять бесплатный экземпляр ежемесячной газеты «Новости Национальной галереи» «National Gallery News», в которой перечислены все текущие события, лекции, фильмы и выставки.
Национальная галерея имеет главный магазин, в котором представлен обширный ассортимент книг по искусству, путеводители, каталоги, компакт-диски, видеофильмы, почтовые открытки, гравюры, постеры, слайды и разнообразные сувениры11.
Лондонская Национальная галерея является крупнейшим собранием европейской живописи и позволяет полноценно изучать историю искусства Старого Света в его вершинных проявлениях. Подлинная сокровищница западно-европейской живописи содержит более 2 тыс. полотен. Имеющиеся в ее собрании произведения искусства охватывают период с 1280 г. до начала XX столетия12. Галерея непрестанно обогащает свои коллекции и в то же время сохраняет наивысший качественный уровень музея. Национальная галерея Лондона продолжает и в начале XXI в. удерживать за собой одно из первых мест среди величайших музеев мира, привлекая к себе посетителей новыми методами музейной деятельности.
Стоит отметить, что в Лондонской Национальной галерее 23 июня 2004 г. впервые открылась масштабная выставка русского пейзажа.
Как рассказал журналистам на предварительном просмотре экспозиции ее куратор Кристофер Риопелле, «подобной выставки в Национальной галерее не проводилось вообще никогда, а в Лондоне работы русских художников-пейзажистов последний раз показывались в 1975 году»13.
Всего в экспозиции выставки «Русский пейзаж в эпоху Толстого» было представлено 70 картин 15 русских живописцев XIX века. Это пейзажи из собраний Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, музеев русского искусства Нижнего Новгорода и Киева.
Три отдельных зала отведены выдающимся мастерам русского пейзажа — Ивану Шишкину, Архипу Куинджи и Исааку Левитану. В других комнатах взыскательная, но практически незнакомая с русской живописью британская публика увидела картины Алексея Венецианова, Сильвестра Щедрина, Михаила Нестерова, Василия Поленова и других художников.
«Это не второсортные картины или этюды из запасников, это настоящие шедевры», подчеркнул куратор экспозиции14. «Рожь» и «Лесные дали» Шишкина, «На жатве. Лето» Венецианова, «Березовая роща» Куинджи, а также авторская копия картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» не оставляют сомнений в том, что организаторы выставки отобрали для нее действительно выдающиеся произведения русских живописцев XIX века.
Говоря о присутствии имени Толстого в названии выставки, Кристофер Риопелле пояснил, что это, во-первых, обозначает временные рамки экспозиции, во-вторых, вызывает целый ряд ассоциаций с Россией, знакомой западной публике по литературе, а в-третьих, это «глубинная душа страны»15.
«Выставка призвана ошеломить зрителей, показать им широту России и полноту ее внутреннего мира через пейзажи различных авторов», — заключил Риопелле16.
Выставка работала в Национальной галерее до 12 сентября 2005 года. До этого она уже была показана в голландском городе Гронинген, где вызвала огромный успех у публики.
Таким образом, Лондонская Национальная галерея — крупнейшее мировое собрание европейской и национальной живописи, в начале ХХI в. постоянно расширяет свою культурно–просветительскую деятельность и становится одним из центров культурных контактов с Россией для туристов из стран Западной Европы, Америки, Японии и многих других стран мирового культурного пространства.
Литература
1. См.: Кузнецова И.А. Национальная галерея в Лондоне. М., 1968. С. 6.
2. См.: Ривкин Б. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. М., 1981. С. 109.
3. См.: Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. М., 1994. С. 67.
4. См.: Замкова М.В. Лондонская Национальная галерея. М., 2003. С. 24.
5. См.: Кузнецова И.А. Указ.соч. С. 20.
6. См.: Кузнецова И.А. Указ. соч. С. 22.
7. См.: Сто великих музеев мира / Авт. и сост. Н.А. Ионина. М., 2002. С. 272.
8. www.nationalgallery.org.uk
9. http://www.hp.ru
10. http://www.businesspress.ru
11. www.nationalgallery.org.uk
12. См.: Кузнецова И.А. Указ.соч. С. 8.
13. http://www.nw.rian.ru/news
14. http://www.nw.rian.ru/news
15. http://www.nw.rian.ru/news
16. http://www.nw.rian.ru/news