Согласно современным представлениям о развитии экотуризма, его содержание
определяется не только туристско-экскурсионными программами природоведческой
направленности, но и наглядным знакомством туристов с традиционным укладом
жизни сельского населения в пределах сохранившихся естественных ландшафтов1.
Региональные особенности традиционной духовной и материальной культуры, как
правило, отражают воздействие социально-исторических факторов и специфику
местных природно-экологических условий. Таким образом, при разработке программ
экотуризма и проектировании туристско-экскурсионных маршрутов следует
рассматривать природное и культурное наследие регионов в едином комплексе,
раскрывая в ходе экскурсий взаимообусловленность природных ландшафтов, системы
расселения, форм природопользования, традиций духовной и материальной культуры
населения, включая специфику региональной архитектуры.
Опорными центрами природоохранного дела и развития экотуризма в Беларуси
являются особо охраняемые природные территории (ООПТ), многие из которых
представляют ценность не только как уникальные природные комплексы, но и как
объекты культурного наследия. К примеру, Беловежская пуща является древнейшим
лесным массивом Европы и одновременно представляет специфический
историко-культурный микрорегион с самобытной традиционной культурой, памятное
историческое место пышных охот князей Великого княжества Литовского, королей
Речи Посполитой, российских императоров. Озеро Свитязь в качестве ландшафтного
заказника выступает перспективным объектом экотуризма, при этом активно
используется на экскурсионных маршрутах литературной тематики, посвященных
творчеству А.Мицкевича. Старинные парки в Несвиже, Гомеле, Мире, Тугановичах,
Залесье, Кобрине и других исторических местах Беларуси выступают одновременно
как объекты природно-экологического и культурного характера2.
Комплексное взаимообусловленное сочетание природных и историко-культурных
элементов туристского потенциала Беларуси целесообразно рассмотреть на примере
отдельных ООПТ3. Ведущим объектом экотуризма на территории Восточного Полесья
является национальный парк (НП) «Припятский», административным центром которого
служит основанный в Х в. г. Туров — столица древнего княжества.
Историко-культурный потенциал Турова включает комплекс археологических
памятников IX-XIII вв. (замчище, курган, селище); памятное место разрушенного
величественного каменного храма ХII в.; увековеченное мемориальным памятником
духовное наследие святого К.Туровского (XII в.), экспозицию Туровского
историко-краеведческого музея и др. Значительную экзотичность и познавательную
ценность имеют уникальные каменные туровские кресты XII в., выявленные в Турове
и соседних деревнях (Погост, Переров, Хлупин, Вересница, Сторожевцы) — предметы
поклонения христиан. Согласно легенде, свыше 10 массивных каменных крестов
высотой от 1 до 2 м приплыли по Днепру и Припяти из Киева и обладают
чудодейственной силой, избавляют от болезней. Все более известным и посещаемым
объектом религиозного поклонения становится «растущий» крест на старинном
Борисоглебском кладбище Турова.
Туровщина славится уникальными пойменными ландшафтами Припятского Полесья и
является одним из древнейших очагов земледелия восточных славян, благодаря
высокому плодородию местных почв. История земледелия насчитывает здесь свыше 4
тыс. лет. О древней истории Туровщины свидетельствуют десятки памятников
археологии. К примеру, лишь на территории Житковичского р-на учтено свыше 50
археологических памятников железного века, включая древние селища и городища,
курганы, некрополи4. У д. Бечи Житковичского района выявлено самое крупное в
Беларуси городище площадью 9,5 га, окруженное валом длиной свыше 1,4 км.
При организации культурно-познавательных программ развития экотуризма следует
учитывать наличие народных художественных коллективов, а также местные
культурные традиции (фестивали, праздники и др.). К примеру, в культурных
программах в Припятском НП могут принять участие творческие коллективы Туровщины
(народный ансамбль танца «Припять», народный ансамбль «Ярок», Туровский народный
хор). Определенный интерес у туристов вызывает ежегодный фестиваль юмора в
Автюках (Калинковичский р-он), фестиваль народного творчества «Спявай, мае
Па-лессе» (Туров), традиционные народные праздники и обряды.
Живописные холмисто-озерные ландшафты НП «Браславские озера»
усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие историко-архитектурных
объектов. Мелкоконтурность земельных угодий, рассредоточенных между покрытыми
лесом холмами и озерными котловинами, обусловила дисперсный (рассеянный)
характер системы сельского расселения. Таким образом, густая сеть малодворных
(3-5 усадеб) хуторских поселений Браславщины формировалась под воздействием
специфических природно-ландшафтных условий региона. В пределах охранной зоны НП
«Браславские озера» учтено около 50 памятников истории и культуры, среди которых
древние археологические объекты (курганы, городища, памятники языческих
культов); уникальные памятники культового зодчества (костелы и церкви в
Браславе, Слободке, Видзах, Опсе, Иказни, Друе, Богино, Плюсах, Козьянах,
Далеких); старинные парки (пейзажный парк Бельмонт XVIII в. в Ахремовцах) и
усадебно-парковые комплексы (Видзы -Ловчинские, Опса, Друя); мемориальные
памятники (в Браславе — легендарному доктору С. Нарбуту, в Видзах — одному из
руководителей национально-освободительного восстания 1794 г. Т. Вовжецкому).
Особую ценность для развития этнографического направления экотуризма имеют
сохранившиеся памятники народной архитектуры: жилые дома и хозяйственные
постройки, колодезный шатер начала ХХ в. в Браславе; усадебный дом — памятник
народного искусства в Слободке; «веночный двор» — старинный тип крестьянской
усадьбы в Иказни; водяная мельница XIX в. в Зарачье и др. В административном
центре парка, древнем Браславе (ХI в.), действуют историко-краеведческий музей,
Музей ремесел, этнографическая экспозиция «Заездный двор». Как этнографические
центры керамики на Браславщине известны Друя, Дисна, Миоры, Ахремовцы. Набирает
популярность ежегодный фестиваль народного творчества «Браславские зарницы».
Представляется целесообразной разработка нового фольклорно-этнографического
экскурсионного маршрута, посвященного мифологии Белорусского Поозерья на основе
показа объектов языческих культов Браславщины: культовых валунов (у д. Струсто,
Чернишки, Якубянцы, Леошки, Дудали и др.), источников (родник Окменица и др.),
деревьев. Всего на территории Браславского р-на памятниками республиканского
значения объявлены 2 группы валунов и 19 отдельных валунов, многие из которых
имеют не только природоведческое, но и историко-культурное значение как объекты
языческих культов («чертовы камни», «камни-портные», «камни-следовики» и др.)5.
Историко-культурное наследие НП «Нарочанский» включает комплекс археологических
объектов, памятников культового зодчества (Мядель, Свирь, Засвирь, пос. Нарочь, Константиново, Шеметово), усадебно-парковой
архитектуры (Ольшево, Комарово, Константиново, Мядель), многочисленные памятные
места Первой и Второй мировых войн. В структуре предложения экскурсионных услуг
НП «Нарочанский» требуется расширение фольклорно-этнографической тематики,
отражающей специфические особенности традиционной культуры местного населения.
Помимо уникальных природных богатств экскурсионные маршруты по НП «Беловежская
пуща» знакомят с культурным наследием региона, включая памятные события в
истории пущи, путешествие по старинному царскому тракту, посещение
правительственной резиденции «Вискули» -всемирно известного места подписания
соглашений о распаде СССР и образовании СНГ, а также усадьбы графа Тадеуша
Тышкевича, исторического деятеля Речи Посполитой, участника
национально-освободительного движения. В окрестностях пущи расположены
уникальные памятники зодчества (Каменецкая башня-донжон ХIII в., Троицкий костел
XVI в. в Чернавчицах), старинные усадебно-парковые комплексы (Скоки, Гремяча,
Высокое), памятные исторические места (д. Волчин — родина короля Речи Посполитой
Станислава Августа Понятовского; д. Шестаково — родина героя
национально-освободительного восстания 1863 г. Ромуальда Траугутта), памятники
археологии. В культурно-этнографических программах может принять участие
фольклорный ансамбль «Павлинка» (пос. Беловежский).
Культурно-исторический потенциал проектируемого НП «Белая Русь» отражает
историко-архитектурное наследие древнего Логойска (дворцово-парковый комплекс
Тышкевичей, церковь, костел, традиционная застройка); военно-историческое
наследие партизанского края, мемориальный комплекс «Хатынь»; этнографические
памятники сельских поселений; отдельные объекты языческого и христианского
поклонения (культовый родник между д. Горна и Избище Логойского р-на,
обозначенная иконой святая сосна у культового родника вблизи д. Нивки и др.).
Международный и национальный опыт свидетельствует о том, что существует явно
выраженная взаимосвязь между степенью сохранности естественных ландшафтов и
традиционной народной культуры. В этой связи национальные парки республики
должны стать объектами охраны биологического разнообразия и
природно-ориентированного туризма и послужить основой для формирования
региональных этнокультурных центров. Анализ сети действующих и перспективных
национальных парков показывает, что данные объекты представляют культурное
наследие всех основных историко-этнографических регионов Беларуси: Белорусского
Поозерья (НП «Браславские озера», НП «Суражский»), Центральной Беларуси (НП
«Белая Русь», НП «Свислочско-Березинский»), Понеманья
(НП «Налибокский», НП «Нарочанский»), Западного Полесья (НП «Беловежская
пуща»), Восточного Полесья (НП «Припятский»).
Развитие экотуризма и активизация туристско-экскурсионного использования
культурно-исторического потенциала сельской местности и малых исторических
городов Беларуси будет соответствовать общемировой тенденции повышения интереса
к региональному культурному наследию, которое долгое время играло
второстепенную, периферийную роль по отношению к достопримечательностям крупных
городов.
Следует отметить еще один важный аспект организации познавательного туризма в
национальных парках. Объекты историко-культурного наследия могут иметь
различные формы пространственной локализации: точечные (отдельные
историко-архитектурные памятники), линейные (древние торговые пути «из варяг в
греки», старинные каналы–памятники гидротехнического строительства), ареальные
(памятные исторические места, зоны распространения культурных традиций,
традиционных форм природопользования). Нормы законодательства Беларуси в области
охраны культурных ценностей в настоящее время в основном направлены на
сохранение точечных историко-культурных объектов, тогда как линейные и
ареальные, несмотря на свою уникальность и значительную познавательную
ценность, часто остаются вне внимания. Имея значительную площадь, национальные
парки (наряду с созданием специальных архитектурно-исторических парков) могут
стать основными формами сохранения, возрождения и реконструкции ареальных и
линейных элементов культурного наследия Беларуси, включая сохранение
традиционных сельских культурных ландшафтов.
Республика Беларусь приступает к интенсивному освоению национального
туристского потенциала значительно позже большинства европейских стран, что
позволяет учитывать и эффективно использовать имеющийся международный опыт,
включая апробированные в западных странах инновационные технологии создания и
продвижения туристского продукта. Исходя из этого, ключевым принципом
организации культурно-познавательных программ экотуризма должен стать
анимационный метод «знакомство через действие», широко применяемый в
экскурсионных программах развитых туристских дестинаций мира. Практическими
примерами его использования в республике могут служить экскурсионные программы
«Святочнае кола Беларусi» с посещением Налибокской пущи, участием экскурсантов в
фольклорно-этнографических мероприятиях, а также деятельность частного музейного
комплекса «Дудутки», где посетители наглядно знакомятся с бытом старинной
усадьбы, традиционными ремеслами, дегустируют блюда и напитки национальной
кухни, катаются на лошадях и т.д.
Даже с учетом определенных ограничений, накладываемых природоохранной функцией
ООПТ, возможности для активизации форм познавательного экотуризма в Беларуси
представляются весьма значительными. Реконструкция и экскурсионное использование
таких объектов доиндустриальных производств, как пасеки, мельницы, кузницы,
возрождение народных праздников и обрядов («Купалле», «Каляды», «Вялiкдзень»,
«Гуканне вясны» и др.), воссоздание региональных центров традиционных ремесел,
производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, включая
выращивание лекарственных растений, являются важными формами активизации
развития внутреннего и въездного познавательного экотуризма в национальных
парках.
К примеру, туристский продукт Припятского национального парка может включать
знакомство с региональными ремеслами и промыслами, традиционными способами
рыболовства полешуков; традициями пчеловодства, включая дегустацию различных
видов меда; блюдами и напитками региональной полесской кухни; мифологией
Полесья. В экскурсиях следует уделить внимание показу традиционного уклада жизни
приречных деревень, особенностей полесской системы сельского расселения
пойменно-болотного типа; знакомству с историей, технологиями и результатами
мелиорации Полесья.
В национальных парках «Нарочанский» и «Браславские озера» представляет интерес
реконструкция и включение в экскурсионный показ хуторов как традиционной формы
сельского расселения в регионе Белорус-ского Поозерья, создание на их основе
этнографических комплексов. Представляется целесообразным создание в приозерных
деревнях национальных парков этнографических комплексов «дом рыбака»,
знакомящих с традиционной культурой местных жителей, блюдами региональной кухни.
В экскурсионных программах по Беловежской Пуще, помимо активизации
использования мифологических элементов (создание и популяризация усадьбы Деда
Мороза как объекта туристского посещения), следует большее внимание уделить
показу местного традиционного уклада жизни населения пущи, включая создание
этнографических комплексов – лесничевок и реконструкцию усадеб.
При этом следует учитывать невысокую степень сохранности как материальных
объектов историко-архитектурного наследия, так и социально-экономическую
деградацию сельской местности Беларуси, оскуднение духовной культуры, утрату
традиций народных промыслов, ремесел, обрядов. Очевидно, что многие элементы
традиционного культурного наследия необходимо фактически воссоздавать заново,
прибегая к исторической реконструкции. К примеру, в целях размещения туристов
может использоваться как аренда сельского жилья, так и целенаправленное
строительство туристских этнографических деревень в живописной сельской местности с учетом
региональных традиций народной архитектуры и бытовой культуры.
Развитие экотуризма должно создавать экономическую основу для возрождения
подлинной, аутентичной традиционной культуры. Вместе с тем, приступая к
разработке познавательных программ обслуживания иностранных туристов, следует
учитывать опасность чрезмерной коммерциализации и упрощения «поставленных на
поток» этнографических элементов национальной культуры. В этой связи при
планировании туристских программ следует четко определить стратегический
приоритет возрождения культурных традиций над сиюминутными задачами привлечения
туристских потоков. Кроме того, устойчивой основой для активизации въездного
познавательного туризма, знакомства иностранных посетителей с культурным
наследием Беларуси является развитие массового внутреннего
экскурсионно-познавательного туризма.
Ведущим фактором возрождения внутреннего познавательного туризма, в том числе
приоритетного экологического направления, является расширение тематики
экскурсионных программ за счет увеличения предложения туров природоведческого и
фольклорно-этнографического характера с показом специфических региональных
особенностей природного и историко-культурного наследия Беларуси, а также
совершенствование содержания экскурсий путем применения современных
анимационных технологий: участия туристов в народных праздниках и обрядах,
обучения традиционным ремеслам и промыслам, дегустации блюд и напитков
национальной кухни.
1 См.: Оценить предпосылки устойчивого развития экологического туризма Беларуси: Отчет о НИР (промежуточный) / Белорус. гос. ун–т. Руководитель работы Л.М. Гайдукевич. Минск, 2003.
2 См.: Федорук А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. Минск, 1989.
3 См.: Туризм в Беларуси: Учеб. пособие / Л.М. Гайдукевич, А.И. Тарасенок, Д.Г. Решетников, Н.И. Полещук. Минск, 2001.
4 См.: Археалогiя i нумiзматыка Беларусi: Энцыкл. Минск, 1993.
5 См.: Нацыянальны атлас Беларусi. Минск, 2002.