В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 г. доходы от туризма достигнут 3 трлн. долл. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей.
Крым, обладая большим туристическим потенциалом, является неотъемлемой составной частью мирового туристического процесса. По высказыванию Н.В. Багрова [2. с.157] Крым должен стать Причерноморской Швейцарией, а именно высокоразвитым курортно-рекреационным, торгово-финансовым регионом международного значения, обеспеченным современной инфраструктурой с развитым морехозяйственным
комплексом, эффективным, экологически чистым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью.
Однако, сложившаяся в Крыму организация рекреационного хозяйства совершенно неконкурентоспособна на мировом рынке: слабая материально-техническая база, на 70 % нуждается в реконструкции или в новом строительстве привлекательных для туристов объектов, низкий уровень сервиса, отсутствие необходимой индустрии развлечений, запущенность памятников истории и культуры, экологические проблемы и т.д.
Преодоление этих негативных тенденций возможно путем внедрения нововведений. Обоснование и разработка инновационных процессов в туризме тесно связаны с решениями Верховного Совета Крыма по развитию туризма.
Исследованию инновационных процессов в различных отраслях народного хозяйства посвящено большое количество работ. Так А.С. Слепокуров в своей работе [3. с.79] предлагает рассмотреть современные тенденции в научно-технической и инновационной деятельности в мире, государствах СНГ и в Украине, сформулировать понятие сути инновационной политики страны. По сути речь идет об интеграции науки, производства и потребления. Результатом инновационной деятельности является производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами; внедрение новых средств производства; освоение нового рынка; привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов; внедрение
новых организационных форм.
Низкая национальная инновационная способность – вот корень всех наших бед и проблем, связанных с превращением результатов научных исследований в коммерческий продукт [4]. Доводы скептиков о несвоевременности инновационных процессов в Украине не состоятельны. Именно в настоящее время в Украине сложилась благоприятная обстановка для создания инновационных структур. Этот вывод подтверждается опытом многих развитых стран мира, вступивших на инновационный путь развития, начиная с США в послевоенный период, затем Англия, Франция, Германия и др. страны, а в настоящее время – Китай.
Важным аспектом управления инновационной деятельностью является развитие инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура – отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают развитие инновационных процессов в производстве. Она включает комплекс инновационных, информационных, консультационных, вычислительных, учебных и других центров, инвестиционных, научно-технических бирж, организационных и других услуг по сопровождению всех специфических этапов инновационной деятельности [5].
Изучение опубликованных по проблеме развития туризма научных работ, методических разработок и практических рекомендаций подтверждает, что вопросы разработки и внедрения нововведений в туризме исследованы недостаточно, что отрицательно сказывается на развитии туризма. Поэтому решение данной проблемы в туризме в настоящее время имеет особую актуальность.
Целью данной статьи является разработка научно-методических основ обоснования и использования рекреационно-туристических ресурсов, объективной необходимости законодательных нововведений в туристической деятельности, зарождения новых для Крыма видов туризма.
Многие виды туризма в нашей стране – пешеходный, конный, автобусный, спелеотуризм и спортивное скалолазание зародились в Крыму, а первая в России туристическая организация была создана в 1890 году и носила название «Крымский горный клуб», а позднее «Крымско-Кавказский».
Туризм как активный вид отдыха и спорта получил общее признание и стал массовым и доступным, а Крым превратился в курортный и туристический центр. А такие названия как Анапа, Гурзуф, Ялта до сих пор у многих на слуху. Их называли всесоюзными здравницами, и сегодня эти туристические центры пользуются заслуженным вниманием со стороны желающих отдохнуть.
В настоящее время Крым представляет собой сложный многоотраслевой территориально-хозяйственный регион, ведущим звеном которого является рекреационный комплекс, включающий 636 санаторно-куроротных и туристических учреждений, общей емкостью 115 тыс. мест, 11,5 тысяч памятников истории,
культуры и архитектуры, 300 музеев, 6 государственных заповедников, 33 заказника, 87 памятников природы, около 900 карстовых пещер и т.д. [6. с. 199].
С природными, археологическими, художественно-историческими памятниками Крыма курортников и отдыхающих знакомят многочисленные бюро путешествий и экскурсий. Они проводят одно- и двухдневные пешеходные и автобусные групповые экскурсии, а также организуют увлекательные путешествия по Черному морю. В Крым приезжают многочисленные спортивные группы туристов, спелеологов, скалолазов, совершающих походы и восхождения. По горному Крыму проложены маршруты I и II категорий сложности, прохождение которых дает право на получение спортивного разряда по туризму. В Крыму известно более 800 пещер и шахт, что делает очень популярным путешествие по подземным лабиринтам.
Скалы Главной гряды Крымских гор по техническим трудностям и препятствиям удовлетворяют самые серьезные запросы спортсменов. Поэтому в Крыму проводятся республиканские и международные соревнования по скалолазанию. Ежегодно по линии туристических клубов в походах выходного дня и многодневных путешествиях принимают участие более 500 тыс. крымчан. В последние годы в Крыму становятся популярными зимние виды отдыха и спорта: катание на лыжах, санях. Центрами такого отдыха стали Ангарский перевал и Аи-Петри.
Крым обладает огромными рекреационно-туристическими ресурсами. Туристическими ресурсами являются такие предлагаемые или возможные к предложению, туристические услуги на основе и с использованием объектов государственной, коммунальной и частной собственности.
По общей величине рекреационного потенциала Крым занимает лидирующие позиции. По разнообразию рекреационно-туристических ресурсов у Крыма практически нет конкурентов. Уникальность Крыма состоит в том, что здесь есть море, реки, горы, луга, степи, исторические и культурные памятники, горные и горно-лесные ландшафты и природные заповедники, включающие водопады, пещеры, каньоны. Крым
богат бальнеологическими ресурсами. Запасы лечебных грязей, рапы и ила в Крыму значительны. Крым также богат минеральными источниками различных видов: сульфатными, хлоридными, гидрокарбонатными, которые пока освоены в небольших объемах.
Направления освоения и развития туристических ресурсов определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с программами развития туризма.
Классификация и оценка туристических ресурсов, режим их охраны, порядок использования с учетом предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды, порядок сохранения целостности туристических ресурсов, мероприятия для их восстановления определяются в соответствии с законами Украины.
Уникальные туристические ресурсы могут находиться на особом режиме охраны, что ограничивает доступ к ним. Ограничение доступа к туристическим ресурсам определяется их реальной пропускной способностью, уровнем допустимой антропогенной нагрузки и другими условиями.
При градостроительном планировании, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции объектов туризма на территориях рекреационных зон органы исполнительной власти, владельцы объектов туризма должны предусматривать максимальную интеграцию сооружаемых объектов с местной социально-экономической, естественной и историко-культурной средой.
Туризм в Крыму обладает ярко выраженной сезонностью, в основном из-за того, что в период межсезонья большинство предприятий туристической индустрии не готово в полной мере обслуживать туристов и отдыхающих и предоставлять им тот уровень комфорта и развлечений, какой можно получить за рубежом Это в целом значительно снижает возможности использования потенциала предприятий туристической индустрии.
В туристической деятельности участниками отношений являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (перевозки, временное размещение, питание, экскурсионное, курортное, спортивное, развлекательное обслуживание) или осуществляют
посредническую деятельность, а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, в интересах которых осуществляется туристическая деятельность.
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме», принятым Верховным Советом в ноябре 2003 года, вводится ряд нововведений. Туристический рынок согласно новому Закону с 01 января 2004 года претерпевает ряд значительных изменении, будет действовать по новым правилам [5].
Прежде всего новый Закон вводит разделение понятий субъектов туристической деятельности — «туристический оператор» и «туристический агент».
Туристические операторы (туроператоры) — это юридические лица, деятельностью которых является организация и обеспечение создания туристического продукта (комплекса туристических услуг), а туристические агенты (турагенты) — это юридические лица, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации
туристического продукта и туристических услуг других субъектов туристической деятельности.
Таким образом, новым Законом четко определены понятия субъектов туристической деятельности. Хотя эти понятия употреблялись и ранее, теперь их значение закреплено на самом высоком уровне.
В числе других нововведений Законом предусмотрено обязательство финансового обеспечения ответственности субъектов туристической деятельности перед туристами. Минимальный размер страхового взноса туроператоров, занимающихся въездным и выездным туризмом, должен составлять сумму, эквивалентную не менее 20 тыс. евро. Туроператоры, предоставляющие услуги исключительно внутреннего и въездного туризма, будут вносить 10 тыс. евро. Минимальный размер финансового обеспечения турагента (посредника, перепродавца) — 2 тыс. евро. Возможно, что крымские участники туристического рынка, будучи в большинстве своем фирмами мелкими или средними не выдержат такого финансового прессинга и могут покинуть туристический бизнес. Подобные гарантийные обязательства не позволят многим мелким фирмам стать туроператорами и переведут их в разряд продавцов туристических услуг. Может произойти и другое — ускорится консолидация мелких и средних фирм. В настоящее время по данным Министерства курортов и туризма в Крыму действуют около тысячи турфирм, а финансово отчитываются только около 600 из них. Страховые взносы, эквивалентные 10 и 20 тыс. евро могут изменить подобную ситуацию.
Очевидно, что новый Закон принят в интересах крупных фирм, занимающихся выездным туризмом. Поддерживая интересы крупных туроператоров, он не закрепляет никаких льгот для внутреннего туризма. Поэтому крымские турфирмы, равно как и другие украинские, поставлены в такие условия, когда внутренний туризм не является выгоднее выездного.
Законом также предусмотрено, что турагент не имеет права продавать крымские путевки другому туроператору, хотя разрешено продавать путевки предприятиям. Таким образом перепродажа крымских путевок, спекуляция ими Законом отныне запрещена.
Кроме въездного и выездного туризма Закон в зависимости от целей выделяет следующие виды туризма: детский, молодежный, семейный, для людей пожилого возраста, для инвалидов, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зеленый), сельский, подводный, горный, охотничий, автомобильный. Такая классификация туризма несколько дискуссионна, но классификация видов и процессов всегда придает им научность.
В новом законе отдельным пунктом оговорены полномочия Верховного Совета и Совета министров Крыма в области туризма. Верховный Совет АРК имеет право утверждать региональные программы развития туризма, а Совет министров имеет право следить и контролировать выполнение программ.
Па сессии Верховного Совета Крыма (март 2004г.) обсуждена новая программа «Об основных направлениях развития санаторно-курортного и туристического (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым». Для Крыма эта программа имеет особо важное значение в развитии туризма. Потенциал Украины и Крыма в отрасли туризма огромен.
Использованию туристического потенциала способствует проведение ярмарок. В марте 2004 г. в Ялте проведена традиционная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм — 2004». Программой ярмарки предусмотрено проведение презентаций, семинаров, тематических заседаний. Опытом поделились не только представители ведущих туристических фирм Крыма, но и других стран. Про организацию оздоровления рассказали специалисты крымских здравниц, а работники министерств и ведомств дали советы, как быстро и правильно оформить документацию с помощью юристов. Ведь туристический бизнес нуждается в грамотном юридическом сопровождении. Для участников ярмарки составлена экскурсионная программа по Южному берегу Крыма, предусмотрены горные и лесные прогулки, с тем, чтобы турпродукт был широко представлен.
Туризм — понятие, включающее в себя множество аспектов. В узком смысле это форма активного отдыха (путешествия, экскурсии, походы, спортивные мероприятия). В широком-отрасль экономики (обеспечение занятости населения, увеличение денежных поступлений, формирование туристического рынка).
Во времена, когда существовал плановый туризм (до распада СССР), были разработаны интересные пешеходные маршруты, развернуты стоянки. В то время по горной части и Южному берегу Крыма было проложено 56 всесоюзных и республиканских пешеходных маршрутов, более 400 экскурсионных. В
предперестроечный период по спортивным пешеходным маршрутам проходило около 300 тыс. человек в год и 50 тыс. человек в составе самостоятельных спортивных групп. Эти цифры отражали потенциальные возможности туристической инфраструктуры.
В период становления рыночной экономики, после того как часть населения оправилась от постперестроечной разрухи, возник ряд факторов, способствующих зарождению новых для Крыма видов туризма и вовлечению в рекреационную деятельность новых ресурсов. Прежде всего, это фактор моды, то есть отступление от традиционного купально-пляжного отдыха, переход от регламентированного характера организации отдыха к самостоятельному, мода на экстремальные виды туризма. Большую роль в становлении этого фактора сыграла безработица, возможность самозанятости населения. Вторым фактором следует считать необходимость привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья, доступность использования в целях рекреации гор, моря и воздушного пространства для частных лиц.
Расслоение общества требует создания новых форм рекреационной деятельности, рассчитанные на разные категории людей с учетом их потребностей и финансовой обеспеченности (3 фактор). В Крыму существуют реальные возможности поднятия уровня и эффективности туристических услуг, имеется ряд скрытых рекреационных ресурсов, но, из-за отсутствия массовости, когда турпродукт себя коммерчески оправдывает, на рынке туристических услуг медленно внедряются не только нетрадиционные туры и воссоздаются традиционные.
За последние несколько лет довольно быстрыми темпами развивается активный туризм. В настоящее время активный туризм получает развитие в новой форме. Маршрут разрабатывается «под клиента», когда в результате индивидуального подхода к клиенту определяется стоимость туристических услуг.
Развитие новых видов туризма наложило отпечаток на внешний облик отдельных населенных пунктов и районов. Побережье Тарханкута, Судака, Балаклавы формируется как центры развития подводного туризма, окрестности Судака, Ялты, Фороса ориентированы на скалолазание, карстовые массивы Чатырдаг, Долгоруковская яйла, Айпетринская яйла – на спелеотуризм. Коктебель стал местом развития сравнительно нового вида спорта-парапланеризма. Популярность парапланов превзошла все остальные воздушные виды спорта. Все большую популярность приобретает отдых в Кирилловке.
В прошлом столетии в Крыму широко развивался велосипедный туризм благодаря развитой сети шоссейных дорог. Ныне у обладателей горных велосипедов дороги с асфальтовым покрытием уже не пользуются популярностью. Их больше привлекают простор высокогорных лугов, крутые спуски, заросли, неприступные обрывы. Сдерживает развитие горного велотуризма отсутствие материальной базы — нет
специализированных мастерских со стоянками. Но есть другой выход – развивать велотуризм в рамках автономных групп, когда организуются походы для групп из 6-7 человек с транспортным сопровождением.
Остается только сожалеть, что количество отдыхающих — около 10 млн. человек в советское время — это уже «золотая» история, причем продолжительность отдыха составляла 24 дня. Ныне условия изменились. В 2003 году в Крыму зарегистрировано 4,5 млн. отдыхающих, причем средняя продолжительность отдыха сократилась почти втрое, до 7, 8 и 10 дней.
Крым нацелен на рекреационно-туристическую деятельность, но организация рекреационно-туристической сферы такова, что она терпит убытки. И показатель «количество отдыхающих» в настоящее время не сравним с подобным показателем 15-20 лет назад. Очевидно, что современные реалии таковы, что измерять
результативность рекреационно-туристической сферы нужно другим показателем — «койко-дни».
Социальная, политическая и экономическая ситуация в стране требует решения проблем административно-управленческого характера; нармативно-регуляторного характера; материально-технической базы туризма; информационного обеспечения отрасли; финансово-экономического характера.
Что касается инновационных процессов в туризме, то они заключаются в следующем:
1. Разработка и принятие комплекса законодательных актов и распоряжений, обеспечивающих благоприятную правовую среду для развития инновационной деятельности в туризме.
2. Формирование в Крыму системы взаимодействующих инновационных структур (инновационные центры, технопарки, технополисы, инкубаторы инновационного бизнеса, центры оценки технологий, агенства по трансферу технологий, региональные центры инновационного развития, биржи разработок и технологий,
бизнес-центры, бюро патентной и юридической защиты, интеллектуальной собственности, бюро независимой экспертной оценки проектов, отделы маркетинга и рекламы продукции, центры международной связи и телекоммуникации, лизинговые и транспортные компании, центры подготовки и повышения квалификации кадров и т.д.).
3. Формирование в Крыму системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых институтов (программ, бюджетных и внебюджетных фондов, представительств зарубежных фондов и т.д.), предназначенных для финансирования инфраструктуры инновационной деятельности и инновационных проектов на возвратной и безвозвратной основе.
4. Формирование инновационно-инвестиционных структур, обеспечивающих единство инновационного цикла и логистику ресурсов в пределах этого цикла.
5. Организация государственной и региональной поддержки процесса адаптации научно-технического потенциала к современным потребностям Крыма.
6. Дальнейшее развитие территорий приоритетного развития.
В качестве выводов следует отметить, что результаты курортных сезонов за прошедшие несколько лет улучшаются. Так, в 2003 году реализация мероприятий по организации курортного сезона позволила увеличить поступления платежей от курортных районов на 10,8 %. Однако восстановить рекреационно-туристическую сферу до ее былых масштабов — дело сложное. Необходимы нововведения, инвестиции, надо разработать и отладить механизм по расширению кооперации в сфере предоставления туристических услуг. Но самое важное — поднять уровень жизни населения.
Источники и литература
1. Л.И. Бороденко. Улучшение качества гостиничных услуг // Культура народов Причерноморья. – 2002. — № 34. – с. 191.
2. Н.В. Багров. Геополитическая модель трансграничного региона // культура народов Причерноморья – 2002. — № 34. – с. 157.
3. А.С. Слепокуров. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. – Симферополь: СОНАТ, 2000. – с. 79.
4. В.Е. Шукшунов. Технопарки России. – М., 1996.
5. Особенности отдыха на Федотовой косе // Статья опубликована на сайте б/о «Гавайи».
6. Закон Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О туризме», К., 18.11.2003г., № 1282-IV.
7. М.К. Ильясова. Основные направления развития туризма в Крыму // Культура народов Причерноморья – 2002. — № 34. – с. 199.