Исследования в сфере менеджмента экологического туризма во многом носят
инновационный характер. Это касается: уникальной роли экологического туризма в
урбокомпенсационной рекреации и управлении урбанизационными процессами;
интегративного и дидактического значения экологического туризма, что выводит его
на надвидовой системный уровень особого направления в туризме, как школы общения
с природной средой; проблем становления и перспектив развития, особенностей
управления, задач и функций менеджмента экологического туризма; требований к
менеджеру экологического туризма и специфики его деятельности в этой сфере.
Вместе с тем в очень глубокой проработке нуждается определение направлений
формирования теоретической и методической базы менеджмента экологического
туризма. Особое внимание необходимо обратить на раскрытие системообразующей роли
менеджмента экологического туризма, содержания профессиональной деятельности
менеджера в этом важном и ответственном направлении туризма, его значение в
конструктивном решении многоплановых проблем рационального природопользования,
охраны и воспроизведения природной и социокультурной среды. Это требует
разработки конструктивних основ управления экологическим туризмом.
Управление экологическим туризмом предпологает наличие руководящих
(управленческих), направляющих и организационных основ в его осуществлении. Вне
их экологический туризм не способен в полной мере реализовать свое
системообразующее назначение как конструктивного регулятивного фактора
рационального природопользования и природоохранной деятельности. Без них
экологический туризм не может состояться как общественное, так и экономически
значимое явление. Реализуются эти основы, прежде всего, посредством системы
менеджмента экологического туризма. Именно менеджмент обеспечивает экономическое
и социальное развитие, определяет успехи туристской организации в конкурентной
борьбе на рынке.
Его специфика состоит в том, что стремление к получению дохода от экологического
туризма органично сочетается с формированием и реализацией комплекса
разнообразных природоохранных мероприятий. Собственно менеджмент экологического
туризма позволяет достигнуть компромисса между присущим рыночной экономике
стремлением к доходу и защитой окружающей природной среды от отрицательного
влияния туристической деятельности.
В туристической сфере действует большое количество организаций, которые
разрабатывают и реализуют разнообразные туристские продукты. И далеко не все
организации, занятые в сфере экотуризма, выдерживают удары конкуренции и
получают доходы, необходимые для продолжения собственной деятельности на рынке.
И зависит это, в первую очередь, от того, на сколько удачно организации
осуществляют менеджмент.
Лучших экономических результатов достигают только те из них, которые привлекают
большее количество туристов. Для этого они должны разработать и предложить
туристу интересные экотуристские продукты — экотуры, экотропы, содержательные
экотуристские программы, экоэкскурсии, широкий набор разнообразных услуг и
товаров, высококачественный уровень организации обслуживания туристов.