В конце XX в. появилась экономика нового типа — глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности — производство и потребление товаров и
услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков — осуществляются в глобальном масштабе. Так, М. Кастельс определяет глобальную экономику как «экономику, способную работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты»1. Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической, общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Глобализация выражается в растущей взаимозависимости стран в мире в результате увеличивающегося объема и разнообразия трансграничного движения товаров и услуг, а также быстрого и
широкого распространения всех видов технологий2.
Основой глобализации является процесс интернационализации мирового хозяйства. Особенно интенсивно этот процесс развернулся с середины 60-х гг. XX века. Интернационализация ведет к развитию международного экономического сотрудничества, его углублению и интенсификации. Главным показателем этого процесса является усиление экономического обмена между государствами, опирающегося на растущее международное разделение труда. В середине 90-х гг. XX в. этот процесс привел к многократному сжатию экономического пространства планеты, к развитию сложной системы международных экономических связей. Наиболее общим показателем роста интернационализации экономической жизни является рост международной торговли. В этом смысле торговля услугами, в том числе туристическими, не является исключением. Международная торговля услугами значительно возросла в последней трети XX века. В 1995г. ежегодный размер экспорта услуг превысил 1 трлн долл., а в общей стоимости торговли товарами и услугами доля услуг составила четверть. Если в 1980 г. мировой экспорт услуг составлял 367 млрд долл., в 1990 г. — 803 млрд долл., то в 2001 г. — 1350 млрд долл., т. е. в последней трети XX в. мировой экспорт услуг каждые десять лет увеличивается почти в 2 раза3.
Современная торговля услугами быстро расширяется, оказывая существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства. Производство услуг — самая динамичная статья в структуре ВВП (табл. 1).
Таблица 1
Объем и структура ВВП в некоторых странах мира, 2001 г.
Страна | Объем ВВП, млрд долл. |
Сельское хозяйство, % |
Промышленность, % |
Услуги, % |
США | 9612680 | 2,0 | 18,0 | 80,0 |
Япония | 3394373 | 2,0 | 35, 0 | 63,0 |
Германия | 2062239 | 1,2 | 30,4 | 68, 4 |
Франция | 1426548 | 3,3 | 26, 1 | 70,6 |
Бельгия | 278629 | 1,4 | 26,0 | 72,6 |
Великобритания | 1404385 | 1,7 | 24,9 | 73,4 |
Дания | 147417 | 3,0 | 25,0 | 72,0 |
Италия | 1363003 | 2,5 | 30,4 | 67,1 |
Канада | 8560903 | 3,0 | 31,0 | 66,0 |
Российская Федерация | 1219358 | 7,0 | 34,0 | 59,0 |
Примечание. Сост. по: География: Справочник. М., 2004; Устинов И. Н. Мировая торговля. М., 2002.
В начале XXI в. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада приблизилась к 70 %. Одновременно наблюдается увеличение доли занятых в сфере услуг: в США это примерно 80 %, в России — около 45 %. Следует отметить, что наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют транспортные услуги и туризм — на их долю приходится по четверти (табл. 2).
Таблица 2
Отраслевая структура мирового экспорта услуг, в млрд долл.
Отрасли услуг | 1988 г. |
1990 г. |
1994 г. |
2001 г. |
Все виды услуг | 653,2 | 853,0 | 1100,0 | 1460 |
Транспорт | 167,2 | 209,2 | 250,4 | 340 |
В том числе пассажирский транспорт | 36,2 | 49,6 | 56,9 | — |
Фрахт | 83,6 | 103,3 | 125,0 | — |
Другиевиды транспорта | 47,7 | 56,3 | 68,1 | — |
Путешествия | 190,1 | 246,9 | 321,1 | 465,0 |
Другие виды услуг | 252,4 | 349,0 | 479,1 | 655,0 |
Примечание. Дюмулен И. И. Указ. соч. С. 34.
Табл. 2 показывает, что туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в настоящее время огромные масштабы и его доля в структуре мирового экспорта услуг неуклонно возрастает, достигнув в 2001 г. 465 млрд долл., а число прибытий туристов выросло до 592,1 млн человек. Увеличение числа туристов неравномерно по регионам мира. Особенностью глобализации является и регионализация глобальной экономики. Так, М. Кастельс отмечал, что системной характеристикой глобальной экономики является внутреннее подразделение на регионы4.По его мнению, в сфере международной торговли туристическими услугами можно выделить 3 региона: Северная Америка, Европейский Союз и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Данные статистики показывают, что наиболее динамично туризм будет развиваться в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где темпы роста прибытий превышают темпы прибытий в Европу в 2,5 раза и почти в 2 раза в Америку (табл. 3).
Таблица 3
Динамика туристических прибытий по регионам мира
Регионы | 1995 г. | 2000 г. |
2010 г. |
2020 г. |
2020 г., в % к 1995 г. |
Европа | 335 | 390 | 527 | 717 | 214,0 |
АТР | 80 | 116 | 231 | 438 | 547,5 |
Америка | 111 | 134 | 195 | 285 | 256,8 |
Примечание. Гуляев В. Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М., 2003. С. 281.
Что касается России, то общее число российских граждан, выезжавших с туристическими целями в 2002 г., составило 4,075 млн человек. В 2003 г. эта цифра увеличилась на 9,1 % и составила 4,447 млн человек (в том числе 3,48 млн — в страны дальнего зарубежья, 0,96 млн — в страны СНГ). Число зарубежных граждан, прибывших в Россию с туристическими целями, составляло 2 469 122 человек5.
Глобализация стала одним из основных трендов в международном туризме, сопровождаемых концентрацией доли рынка и влияния в руках крупных компаний. Процессы глобализации на туристском рынке характеризуются следующими чертами: изменением технологий, модернизацией транспортной инфраструктуры, интернационализацией деловой активности, созданием механизма регулирования международного туризма.
Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики. О распространении Интернет говорят следующие цифры: к 2001 г. насчитывалось свыше 400 млн пользователей, к 2005 г. их число возрастет до 1 млрд, а к 2010 г. — до 2 млрд человек6. Большую роль играет индекс информатизации, т. е. показатель уровня распространения персональных компьютеров (табл. 4).
Таблица 4
Уровень информатизации в некоторых странах и регионах к уровню США, %
Страна (регион) | Индекс информатизации |
США | 100 |
Новые индустриальные страны | 92 |
Западная Европа | 91 |
Япония | 86 |
Россия | 8 |
Арабо-мусульманский мир | 4,4 |
Индия | 0,6 |
Примечание. Чугров С. Япония в век информатизации // МЭ и МО. 2004. № 10. С. 105.
Лидерами в использовании новых коммуникаций являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы (Италия, Великобритания, Германия).
Информационная революция содействовала расширению туристических связей. Турпродукт является одним из наиболее часто запрашиваемых в Интернете. Так, через Интернет получают около 68,2 % информации о путешествиях: это информация о видах отдыха, дестинациях, ценах, картографические материалы и, конечно, через Интернет осуществляется бронирование. В основе мотивации пользования интерактивными агентствами на первом месте стоит удобство (78,4 %), на втором — отсутствие давления при покупке (66,4 %), далее — экономия времени (64,2 %) и возможность получить информацию непосредственно от туроператора. Следует подчеркнуть, что глобальные системы распределения, системы резервирования и бронирования, такие как «Галилео», «Амадеус» и др., стали играть ключевую роль в международном туризме в результате расширения их использования в качестве каналов распределения мест на транспорте и в отелях и инструментов маркетинга турпродукта.
В глобальной экономике большую роль играет электронная коммерция. Электронная торговля в турбизнесе может радикально изменить структуру производства и распространения турпродукта, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и турагенты.
Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе on-line.
Высокими темпами будет развивается индустрия транспортного обслуживания туристов. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Общая стоимость оказанных услуг в 90-е гг. превышала 1 трлн долл. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт7. Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта. По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке — 4,8 % в год. Быстрыми
темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте — 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров — 2,7 % в год. Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов — около 5 % ежегодного роста8. Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных туристических перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.
Кроме того, важной чертой глобализации является интернационализация деловой активности. Причиной интернационализации туристического бизнеса является своеобразие турпродукта. Турпродукт, как известно, представляет комплекс услуг, оказываемых туристу, и часто потребляется за рубежом. Производитель для достижения максимума прибыли стремится распространить свое влияние на другие сферы туризма. Так, авиакомпании могут объединяться с туроператорами и гостиничным сектором. Инициатива часто исходит от фирм, базирующихся в странах-поставщиках туристов, которые получают конкурентные преимущества благодаря изучению туристского спроса и тенденций развития на туристском рынке. В глобальных интеграционных процессах активную роль играют ТНК. К их образованию приводят процессы концентрации производства и централизации капитала. Фирма считается транснациональной,
— если она имеет множество зарубежных филиалов и дочерних предприятий;
— если ее деятельность распространяется на большое число стран по всему миру;
— если доля доходов и прибыли от зарубежной деятельности относительно общих доходов и прибыли очень высока.
Ярким примером создания ТНК в туристическом бизнесе являются интегрированные гостиничные цепи.
Большинство крупнейших гостиничных цепей имеют штаб-квартиры в США, хотя год от года возрастает роль и других стран в управлении гостиничным бизнесом. К числу наиболее известных гостиничных цепей, управляемых из США, относятся Hospitality Franchise System (число отелей 4400 в 6 странах, число номеров 435000), Holiday Inn Worldwide (число отелей 2031 в 62 странах, число номеров 365309), Best Western International (число отелей 3401 в 60 странах, число номеров 276659), Marriott Hotel (число отелей 898 в 27 странах, число номеров 186656), ITT Sheraton (число отелей 417 в 61 стране, число номеров 129937)9. Среди других стран, имеющих штаб-квартиры гостиничных цепей, можно отметить Францию (Accor, Club
Mediterranee), Великобританию (Forte Hotels, Hilton International), Германию (Robinson Club GmbH), Испанию (Grupo Sol Melia). Объединение в международные цепи предполагает, что отели предпринимают
меры по повышению своей конкурентоспособности. У известных корпораций выработаны правила и стандарты, обеспечивающие своеобразие стиля и сценария обслуживания клиентов всех входящих в нее отелей.
Однако процессы интернационализации деловой активности проявляются не только в сфере гостиничного бизнеса, но и в ресторанном бизнесе (компании McDonalds, Pizza Hart), в туроператорском секторе (например, немецкая сбытовая сеть ТУИ), в сфере воздушных перевозок (создание мировых альянсов, например «Стар Альянс», который объединяет немецкие, шведские, канадские, бразильские и др. авиалинии).
Международный туризм является составной частью международных отношений, в связи с чем возникает необходимость организации и управления всем комплексом туристической деятельности как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Важную роль играет Всемирная туристская организация, основанная в 1975г. и действующая под патронажем ООН. Деятельность ВТО концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости, создании новой материально-технической базы. К другим не менее важным международным организациям относится Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA), главной функцией которой является упорядочение международного коммерческого воздушного сообщения, введение единых правил и процедур, установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.
Помимо международных организаций существуют региональные организации, например Организация экономического сотрудничества и развития (создана в 1960 г. для реализации целей, направленных на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и роста мировой торговли, в т.ч. на изучение проблем туризма), или Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (занимается развитием туризма в 34 странах АТР).
Таким образом, глобализацию в туризме можно определить как процесс резкого усиления туристических потоков, а также потоков услуг, капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.
Литература
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 105.
2. См.: Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭ и МО. 2004. С. 13.
3. См.: Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М., 2003. С.19.
4. См.: Кастельс М. Указ. соч. С.117.
5. См.: Турбизнес. 2004. № 1 (89). С. 7.
6. См.: Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭ и МО. 2004. № 9. С. 21.
7. См.: Дюмулен И. И. Указ. соч. С. 148.
8. www.world-tourism.org (официальный сайт ВТО).
9. www.hotelconsulting.ru.