Многоплановость целей и разнообразие содержания деятельности в летнем полевом
экологическом лагере требует применения различных форм и методов ее организации.
Исходя из дидактических целей, все формы деятельности в лагере могут быть
условно разделены на три основные группы:
— формы, направленные на передачу и получение информации;
— формы, направленные на выработку умений и навыков;
— формы, направленные на воспитание отношений.
Деление этих форм проводиться лишь условно, так как каждая из групп может
реализовывать свои функции только при условии их взаимодействия,
последовательного применения, а часто и взаимопроникновения. Так, многие формы
организации деятельности на практике будут выполнять сразу несколько функций, но
одна из них будет доминирующей. Вот по этой доминирующей функции каждая форма и
относится к той или иной группе.
Одной из ведущих информационных форм организации деятельности в летнем полевом
экологическом лагере является экскурсия. Эта форма направлена на передачу и
получение информации об объектах природы и, связанных с ними, явлениях.
Эффективность этой формы определяется тем, что она позволяет проводить
наблюдения в естественных (природных) условиях, где особенно ярко проявляются не
только признаки наблюдаемых объектов или явлений, но и взаимосвязи между ними.
Проведение экскурсий в полевых условиях требует особой организации учащихся.
Прежде всего, учащиеся должны быть информированы о теме и цели экскурсии. Далее
следует указать место и продолжительность ее проведения. В ходе совместного
обсуждения желательно установить, какая одежда и обувь будет наиболее
соответствовать предлагаемому маршруту, и какое оборудование потребуется для
достижения поставленной цели. Всю необходимую подготовку к экскурсии обычно
проводят заранее, как правило, накануне вечером.
Начало экскурсии целесообразно провести в виде беседы, в которой на основе
вопросов руководитель группы (учитель или воспитатель) напомнит учащимся о
целях, месте и времени экскурсии. Обязательным компонентом содержания этой
вводной беседы должны быть правила безопасного поведения во время экскурсии.
Многие сведения учащимся уже известны и руководитель лишь напоминает их учащимся
с помощью наводящих вопросов. Другие сведения являются для учащихся совершенно
новыми и незнакомыми. Здесь задача руководителя сводится к передаче важной для
учащихся информации. Решение этой задачи возможно различными методами.
Самым простым, но наименее эффективным способом передачи информации является ее
сообщение учащимся в готовом виде. Информационная функция в этом случае
реализуется по принципу — «слушай и запоминай». Эффективность усвоения готовой
информации в обычных учебных условиях, как правило, не превышает 1/3. Учитывая,
что на экскурсии учащихся окружает множество факторов, которые отвлекают их
внимание, эффективность усвоения будет еще ниже. Поэтому чистое инструктирование
на экскурсии целесообразно лишь в тех случаях, когда использование других
методов не представляется возможным.
Более эффективным методом информирования учащихся является сократическая беседа.
Этот способ информирования предполагает постепенное подведение учащихся к
необходимому выводу. Основным средством этого подведения являются наводящие
вопросы руководителя группы. В данном случае, у учащихся создается впечатление,
что необходимые правила поведения не навязаны им извне, а выработаны ими сами.
Такие правила обычно выполняются более точно, а их соблюдение особенно
внимательно контролируется самими учащимися и их ровесниками.
Еще более эффективным методом информирования учащихся является эвристическая
беседа. Здесь важно представить каждое правило безопасного поведения на
экскурсии в виде проблемной ситуации, со всеми сопровождающими ее условиями.
Детям следует предложить разработать варианты решения этой проблемной ситуации.
Руководитель группы в данном случае выполняет роль «оппонента», который задает
уточняющие вопросы, требует максимально четкого формулирования соответствующих
правил поведения.
При выборе того или иного метода информирования учащихся о правилах безопасного
поведения учащихся на экскурсии важно учитывать их возраст. Чем старше
экскурсанты, тем большую самостоятельность им можно предоставить.
Следующим этапом экскурсии являются наблюдения объектов и явлений природы по
ходу следования по маршруту. Значительная часть эти наблюдений будет происходить
фронтально. Это значит, что все учащиеся будут наблюдать одни и те же объекты
или явления одновременно под руководством учителя или воспитателя. Наибольшая
эффективность этих наблюдений достигается тогда, когда информация к учащимся
поступает посредством наибольшего числа анализаторов: зрительного, слухового,
тактильного, обонятельного, в исключительных случаях, вкусового. Исключение в
данном случае продиктовано, прежде всего, соображениями безопасности наблюдений
для здоровья учащихся.
Информация, полученная в ходе фронтальных наблюдений, фиксируется, как правило,
вербально. То есть учащиеся устно называют и описывают наблюдаемые объекты и
явления. Вербальная фиксация результатов наблюдения может происходить по
вопросам или заданию руководителя группы. Важно, чтобы при этом соблюдались
элементарные этические нормы устного высказывания, необходимо следить за
правильностью речи учащихся, помогая им в случае затруднений.
Кроме фронтальных наблюдений на экскурсии используются наблюдения групповые. В
данном случае имеется в виду, что все учащиеся делятся на группы (в основном по
желанию), каждая из которых получает задание для наблюдения. Эти задания могут
быть одинаковыми для всех групп, а могут и отличаться. Для проведения групповых
наблюдений необходимо определить обязанности или роли между участниками группы.
Особенно важно определить ее лидера, который смог бы организовать работу группы
в целом. В ходе проведения групповых наблюдений учащиеся могут использовать
различное оборудование: измерительные приборы, компас, емкости для сбора
материалов, лупы, бинокли и т.п. Результаты групповых наблюдений, как правило,
фиксируются письменно в виде кратких заметок, заполнения заранее подготовленных
таблиц, условных обозначений, схем или планов. При этом важно, чтобы работа в
группе велась совместно, с обязательным обсуждением полученных результатов,
выработкой общего вывода по результатам наблюдения. Результаты групповых
наблюдений докладывает для всех участников экскурсии лидер группы или любой ее
член, которому поручен доклад. Результаты наблюдений разных групп сообща
сравниваются, уточняются, на их основании делаются общие выводы.
Особую ценность для получения информации на экскурсии имеют индивидуальные
наблюдения. Их ценность определяется тем, что они проводятся каждым учащимся в
том объеме, темпе и на том содержании, которые в наибольшей степени
соответствуют его индивидуальным особенностям. Именно в ходе индивидуальных
наблюдений учащиеся получают возможность не только видеть, слышать, обонять или
осязать, но и размышлять, фантазировать, творчески осмысливать результаты своих
наблюдений. Безусловно, все это невозможно без специальной организации.
В основе индивидуальных наблюдений должна быть лично значимая учебная проблема,
которая определяется границами знания каждого учащегося. То есть, в результате
наблюдения ученик должен узнать о том, чего раньше он не знал. Средствами
актуализации такого знания могут служить: проблемный вопрос; гипотеза,
выдвинутая учащимися или их руководителем; противоречащие друг другу точки
зрения, которые требуют подтверждения или опровержения в ходе наблюдения.
В ходе индивидуальных наблюдений учащимся предоставляется право и возможность
свободного выбора объектов наблюдения, способов его проведения и фиксации,
оценки результатов. Часто по ходу индивидуальных наблюдений учащиеся делают
зарисовки, подбирают яркие эпитеты, вспоминают поэтические произведения или
рифмуют собственные мысли. Все это свидетельствует о высоком эмоциональном
подъеме, который возникает в ходе индивидуальных наблюдений.
Следующим этапом экскурсии является первичное обобщение и закрепление полученной
информации. Решение этих задач также возможно различными способами. Наиболее
популярным методом при проведении экскурсий в данном случае являются
дидактические подвижные игры, на которых учащиеся тренируются в различении,
описании, выделении существенных признаков наблюдаемых объектов и явлений.
Правила таких игр обычно предполагают двигательную активность ее участников,
соревнование на скорость воспроизведения нужной информации, точность и
лаконичность формулирования основных сведений. Особую дидактическую ценность
имеют игры, где учащимся предоставляется возможность проявить не только знание
отдельных названий и признаков, но и связей между наблюдаемыми объектами или (и)
явлениями. Такие игры должны занимать приоритетное положение при выборе методов
обобщения и закрепления.
Другим методом, направленным на решение выше означенных задач является
обобщающая беседа, ядром которой являются ответы учащихся на вопросы,
позволяющие выявить взаимосвязи наблюдаемых объектов и явлений. Здесь важно,
чтобы главные выводы по экскурсии были сделаны самими учащимися.
Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов, где каждый
учащийся должен осознать свои собственные информационные приращения. То есть
каждый ученик должен ответить сам себе на вопрос: чего я не знал до экскурсии, а
теперь знаю. Очень полезно если при этом каждый ученик сможет указать способ,
которым он получил новое знание, покажет его в зафиксированном виде.
Но экскурсия как форма, направленная на передачу и получение информации, не
решает этой задачи в полной мере. Далеко не все знаний могут быть получены в
результате наблюдений. Многие важные сведения носят сугубо теоретический
характер, и их усвоение потребует работы с литературными источниками, другими
носителями информации (ауди, видео, интернет и т.д.), которые могут быть
представлены в летнем полевом экологическом лагере. Это потребует применения
других форм организации деятельности учащихся.
Среди форм организации деятельности в летнем полевом экологическом лагере,
направленных на формирование умений особое место занимают практические и
лабораторные работы. В ходе их выполнения учащиеся овладевают специальными
действиями и алгоритмами их выполнения, которые лежат в основе ключевых
компетенций.
Как любая форма организации деятельности в обучении, практические работы имеют
вполне определенную структуру. Она представлена следующими компонентами:
постановки цели практической работы; инструктаж по технике безопасной работы с
инструментами и приборами; предъявление или построение плана выполнения
практической работы; контроль и оценка полученных результатов.
Важным условием эффективного применения практической работы в полевом
экологическом лагере является ее практическая значимость, осознаваемая самими
учащимися. Эта значимость может определяться, как собственно целями их
образования («мы не умеем, но хотим научиться»), так и целями преобразования
окружающей учащихся среды («мы видим существующие проблемы и хотим их решить»).
В обоих случаях чрезвычайно важна личная позиция учащихся, их активность в
постановке целей собственной практической деятельности. Это обстоятельство и
определяет обор приемов и методов на этапе постановки цели.
Наиболее уместными здесь являются методы: проблемная беседа, проблемная
ситуация, минидиспут, блиц опрос. При этом важно, чтобы сами учащиеся осознали,
что общие направления деятельности для них уже достаточно знакомы и ясны (они
сформированы в ходе формирования соответствующих знаний), но они не обладают
необходимыми умениями для ее реализации. Таким образом, должна возникнуть
внутренняя потребность учащихся в получении этих умений в ходе практической
работы.
Определив, что собственно будет являться целью работы, учащиеся под руководством
учителя или воспитателя должны установить, какие инструменты и приборы им
потребуются для ее проведения. Определив их номенклатуру, учащиеся должны
познакомиться с их устройством. Это может быть проведено методом фронтального
объяснения, сопровождаемого демонстрацией реальных инструментов или приборов.
Особое внимание при объяснении необходимо обратить на те части приборов или
инструментов, которые могут стать причиной травм у учащихся.
После ознакомления с их устройством необходимо сформулировать правила безопасной
работы с приборами и инструментами. Эффективность этой работы напрямую зависит
от того, насколько самостоятельно учащиеся сформулируют эти правила.
Следующий этап практической работы — предъявление готового плана ее выполнения
или составление такого плана самими учащимися. Определив цель работы и
необходимое оборудование, учащиеся под руководством учителя или воспитателя
выстраивают последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения
цели. Если учащиеся малы или уровень их подготовки еще не позволяет им
самостоятельно составить план практической работы, в этом случае предлагается
готовый план, который обязательно следует обсудить для того, чтобы каждый ученик
не только запомнил предложенную последовательность, но и осознал ее
целесообразность. План практической работы может быть представлен на учебной
доске, стенде, плакате, раздаточных карточках и т.п. При этом важно, чтобы
каждый учащийся мог свободно в любое время обратиться к этому плану и по нему
сверить правильность последовательности выполняемых действий.
Центральным этапом практической работы является собственно выполнение
практических действий, направленных на достижение ее цели. Эти действия могу
выполняться фронтально, то есть всеми учащимися одновременно под руководством
учителя или воспитателя. Другим вариантом их выполнения может быть работа в
группах по заданию, отдельному для каждой группы. Здесь целесообразно
использовать помощь группового консультанта из числа старшеклассников или детей,
специально заранее подготовленных. Важным условием успешности работы в группах
является ее слаженность и согласованность. От такого как работает группа,
зависит постоянным или сменным будет ее состав.
Некоторые практические работы могут быть выполнены индивидуально каждым
учащимся. Однако индивидуальная работа учащихся требует дополнительных усилий от
руководителя по наблюдению и коррекции ее выполнения. Другое осложнение, которое
может возникнуть в ходе индивидуальной работы учащихся, — это разнобой во
времени окончания работы.
Заключительным этапом практической работы является контроль и оценка ее
результатов. При этом важно помнить, что предметом контроля является факт
достижения поставленной цели, а предметом оценки — степень этого достижения и
качество выполнения. Контроль и оценка не должна стать прерогативой лишь
руководителя группы. Важно, чтобы сами учащиеся поняли, достигнута или нет цель
проведенной работы, и дали оценку полученным результатам. Оптимальными методами
решения этой задачи являются: рассказ ученика, беседа и собеседование
(индивидуально или в группах), дискуссия, минидиспут, ранжирование и бальная
самооценка.
Лабораторные работы как форма, направленная на выработку умений и навыков, по
структуре не значительно отличается от практической работы. Ведущими методами в
данном случае будут опыты и эксперименты. Их существенным отличием является то,
что результаты их проведения заранее учащимся неизвестны.
Среди форм, направленных на формирование отношений особое место занимают
диспуты, конференции и фестивали. В основе этих форм лежит презентация учащимися
результатов своей работы по формированию новых знаний, умений, навыков. В ходе
подготовки и представления полученных результатов учащиеся вырабатывают свои
позиции, точки зрения, на базе которых формируются отношения к экологической
деятельности, ее объектам и субъектам. Отбор приемов и методов в реализации этих
форм основывается принципе активности учащихся. Репродуктивные методы в данном
случае использовать нецелесообразно.