Богатое культурно-историческое наследие, уникальные природно-территориальные комплексы, выгодное транспортно-географическое положение Беларуси, развивающиеся элементы инфраструктуры туристской отрасли являются предпосылками успешного формирования и продвижения национального туристского продукта.
Согласно Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 гг.1, одним из приоритетных направлений развития туризма в Беларуси является привлечение въездных потоков посетителей. Республика Беларусь обладает многими предпосылками для развития въездного туризма: выгодное рекреационно-географическое положение страны, наличие разнообразных природных и рекреационных ресурсов, которые являются неотъемлемой частью национального туристского продукта и играют непосредственную роль в его формировании и создании конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими странами. Кроме того, туристов ждет не только теплый прием в Беларуси, но и встреча с оригинальными и имеющими международное значение культурно-историческими ценностями, которые способны формировать высококачественный национальный туристский продукт при инновационном подходе к их использованию.
Несмотря на выше перечисленные положительные стороны, с приобретением независимости туристская привлекательность Беларуси существенно снизилась. Среди негативных факторов следует все же отметить некоторую ограниченность природных рекреационных ресурсов (отсутствие моря, непродолжительный комфортный период). Важной проблемой является крайне низкая известность национальных
достопримечательностей Беларуси за рубежом. Использование туристского потенциала существенно осложняется и в связи с радиационным загрязнением 20% территории республики. Однако основной причиной отставания Беларуси в области международного туризма является не низкое качество ресурсов, а неэффективное их использование. К примеру, польская часть Беловежской пущи, значительно уступая
по площади белорусской, имеет в несколько раз больше туристов на своей территории.
Наряду с этим существует огромное количество проблем, связанных с наиболее слабым элементом туристского потенциала Беларуси – инфраструктурой. Гостиничный сектор, предприятия общественного питания, индустрия развлечений не соответствуют запросам иностранных туристов и требуют значительных капиталовложений. Следует также отметить отсутствие благоприятного туристского
имиджа республики и многочисленные пограничные формальности.
Комплексный характер туристского спроса предъявляет особые требования к созданию конкурентоспособного сектора международных туристских услуг. Принятие на государственном уровне решения о необходимости развития индустрии международного туризма должно повлечь за собой проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных целью расширения въездного потока
посетителей и повышения экономической эффективности международной туристской деятельности.
В целях повышения экономической эффективности туристской отрасли в 1999 г. в республике был принят закон «О туризме»2, который определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ туристского рынка и регулирование отношений, возникающих при реализации прав гражданина на отдых, свободу передвижения.
В практической деятельности также достигнуты позитивные сдвиги – создан Национальный туристский концерн «Белинтурист»; учреждена Белорусская федерация туризма, Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков; создано Национальное агентство по туризму. 1 августа 2000 года был создан Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете министров Беларуси.
Важным аспектом исследования туристского рынка Беларуси является анализ динамики и структуры международных туристских потоков (рис.1).
Рис.1. Динамика въездных туристских потоков в Беларусь в 1992–2001 гг., кол-во
чел., тыс.
Статистические материалы, отраженные на рис.1, свидетельствуют о том, что туристский поток в Беларусь на протяжении последнего десятиле-тия стабильным не был. С 1992 г. по 1995 г. произошло снижение прибытий с 41,4 тыс. до 16,9 тыс. соответственно, что составило за 3 года около 60% и было связано со сложными политическими и экономическими процессами в первой половине 1990-х годов. С 1995 по 1997 г. наблюдается плавное увеличение количества иностранных туристов, после чего в 1998 г. произошел значительный прирост, обусловленный в большей степени изменениями в методике статистического учета (введение ваучера на прием иностранных туристов). Уже в 1999 г. уменьшение прибытий по сравнению с 1998 г. составило почти 17%, а в 2000 г. по сравнению с 1999 г. – 20,5%. Одной из причин этого стало повышение транзитных сборов на территории Беларуси, что привело к переориентации транзитных потоков, проходивших ранее по Беларуси, на магистрали стран Балтии.
Структура въездных туристских потоков в Беларусь в разрезе стран СНГ и государств дальнего зарубежья представлена в табл. 1 и на рис.2
Таблица 1
Структура въездных туристских потоков в Беларусь
Год | Количество организованных иностранных туристов посетивших Республику Беларусь | ||||
Всего | в том числе | ||||
страны дальнего зарубежья | страны СНГ | ||||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | ||
1992 | 41396 | 29877 | 72 | 11519 | 28 |
1993 | 23414 | 20920 | 89 | 2494 | 11 |
1994 | 25179 | 16823 | 67 | 8356 | 33 |
1995 | 16869 | 12518 | 74 | 4351 | 26 |
1996 | 18716 | 13965 | 75 | 4751 | 25 |
1997 | 26461 | 21145 | 80 | 5316 | 20 |
1998 | 91296 | 62430 | 68 | 28866 | 32 |
1999 | 75795 | 56064 | 74 | 19731 | 26 |
2000 | 60224 | 48050 | 80 | 12174 | 20 |
2001 | 61491 | 50757 | 83 | 10734 | 17 |
Примечание. Составлено по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Рис. 2. Структура въездного туристского потока в Беларусь
в 1992–2001 гг.
Необходимо учитывать, что основной туристский поток в Беларусь из СНГ формируют Россия и Украина, удельный вес которых несравним с единичными посещениями Беларуси гражданами других стран СНГ на протяжении последних 10 лет.
Как показано на рис. 2, соотношение стран СНГ и стран дальнего зарубежья в формировании въездных потоков в Беларусь на протяжении 1990-х гг. практически не испытывало резких изменений и составляло в среднем 1:3.
Анализ структуры въездных потоков в Беларусь в разрезе выделяемых ВТО туристских макрорегионов представлен в табл. 2.
Таблица 2
Региональная структура въездных потоков в Республике Беларусь в 1993-1999 гг.
ЕвропаАмерикаАфрикаВост. Азия и Тихий океанБлижний ВостокЮжная Азия тыс. чел.%тыс. чел.%тыс. чел.%тыс. чел.%тыс. чел.%тыс. чел.%
Год | Кол-во въезжающих туристов | |||||||||||
1993 | 17654 | 75,4 | 4058 | 17,3 | 26 | 0,1 | 473 | 2 | 1196 | 5,1 | 7 | 0,03 |
1994 | 22917 | 91 | 2048 | 8,1 | 1 | 0,04 | 143 | 0,6 | 67 | 0,3 | 3 | 0,01 |
1995 | 14434 | 85,6 | 2280 | 13,5 | 7 | 0,04 | 77 | 0,6 | 47 | 0,3 | 24 | 0,1 |
1996 | 15408 | 82,3 | 3012 | 16,1 | 43 | 0,2 | 217 | 1,2 | 15 | 0,08 | 21 | 0,1 |
1997 | 21863 | 82,7 | 4199 | 15,9 | 51 | 0,2 | 158 | 0,6 | 80 | 0,3 | 80 | 0,3 |
1998 | 87787 | 96,2 | 2987 | 3,3 | 145 | 0,2 | 274 | 0,3 | 64 | 0,07 | 39 | 0,04 |
1999 | 72309 | 95,4 | 2452 | 3,2 | 135 | 0,2 | 461 | 0,6 | 355 | 0,5 | 82 | 0,1 |
Примечание. Сост. по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
В формировании въездных потоков в Республике Беларусь за рассматриваемый период доминирует соседский европейский макрорегион (1999 год – 95,4%). На долю стран Америки приходится 3,2% въездных потоков, тогда как удельный вес остальных макрорегионов крайне незначителен. Африка, Ближний Восток, Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Южная Азия в сумме в 1999 г. сформировали лишь 1,4%
иностранных прибытий туристов в Беларусь. Это естественно в силу их географической отдаленности, а также того, что они преимущественно являются принимающими туристов регионами.
Предпосылки для успешного функционирования и перспективы у въездного туризма в Беларуси есть, но говорить о резком скачке в его развитии на данный момент сложно, так как количество туристов, посещающих Беларусь, имеет общую тенденцию к снижению. Связано это с рядом проблем, касающихся в большей степени экономики и политики страны в целом.
Для увеличения объемов въездного туризма целесообразна активизация международного сотрудничества в данной сфере:
— создание новых совместных маршрутов с соседними странами (Россия, Польша, Украина, Литва). Например, маршрут «По трем Софийским соборам» (Новгород Полоцк – Киев);
— организация совместных международных акций (фестивали, ярмарки, дни культур, национальные праздники и т. д.), основываясь на тесном сотрудничестве с туристскими фирмами;
— Августовский канал соединяет Вислу и Неман и тем самым дает возможность совершать водные путешествия из Западной Европы в Россию или вокруг северных стран Европы (из Германии через Польшу, Беларусь и Литву, Балтийское море). По оценкам ВТО, в Европе увлекаются водным туризмом более 5 млн. человек, что говорит о большом количестве потенциальных туристов. Однако часть этого канала, которая проходит через Гродненскую область, не работоспособна и требует реконструкции. В то же время в 1999 г. услугами Августовского канала в Белостокском воеводстве Польши воспользовались более 40 тыс. туристов, а воеводство получило доход более миллиона долл. США. По оценкам экспертов, при условии реконструкции канала и организации его туристского использования Гродненская область ежегодно могла бы получать как минимум 250–300 тыс. долл. США.
Беларусь может привлекать иностранных туристов своей природой, этнографическими особенностями, развивать этнический туризм и другие его виды, особенно в форме транзитного и трансграничного.
Повышение конкурентоспособности туристского комплекса Республики Беларусь можно обеспечить следующим образом:
— путем привлечения инвестиций в развитие туристской инфраструктуры;
— путем развития корпоративных связей белорусских турфирм с ведущими туроператорами зарубежных стран и участия в реализации международных туристских проектов;
— путем совершенствования налоговой политики и системы ценообразования в туризме;
— путем обеспечения государственной поддержки турфирм в рекламной деятельности;
— путем улучшения качества и оперативности управления, в том числе путем создания новых более эффективных организационных структур и поиска эффективного собственника для приватизации объектов туризма государственной собственности;
— путем расширения участия туристских фирм в выставках, встречах, конференциях с целью продвижения белорусского туристского продукта на зарубежные рынки;
— путем увеличения доли специалистов в области туризма в международных представительствах, дипломатических и торгово-экономических службах Беларуси в зарубежных странах.
Литература
1. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы / Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. Минск, 2000.
2. См.: Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. №326-3 http://www.touragency.by/ru/tourbusiness/law/tourism-law/