В статье рассмотрены проблемы развития детского отдыха и оздоровления в Крыму. Предложены меры на уровне государства по улучшению детского отдыха и оздоровления и необходимости разработки экономической концепции в этой сфере.
Развитие рекреационно-туристического комплекса Крыма бесспорно является одним из приоритетных направлений экономики региона, если не самым значимым. Подтверждением может служить повышенное внимание крымских ученых именно к проблемам развития рекреации и туризма в Крыму. Особое место в исследованиях занимают разработки концептуальных подходов и стратегий устойчивого развития этой сферы экономики. Решение проблемы в общем виде предложено в «Концепции развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной республики Крым до 2010 года»[1], выполненной по заказу Министерства курортов и туризма АРК в 2002г. Активно анализируются сложности и перспективы развития отдельных направлений туристической деятельности, таких как зеленый сельский туризм (Ячменева В.М.[2],), деловой туризм (Бочан И.О.[3]), экологический туризм (Емельянов В.А.[4], Лазарева Е.А.[5]) и т.д. Наряду с этим, крайне мало публикаций по проблемам развития детского туризма, а важность развития этого направления для нашего государства не требует доказательств. Исследования, проведенные коллективом авторов под общей редакцией Быковской О.В., Петрочко Ж.В. и Яременка О.О.[6], раскрывают концепцию детского отдыха и оздоровления только в контексте организации педагогического процесса, абсолютно не затрагивая экономических составляющих. Но только экономическая концепция развития детского туризма, на наш взгляд, может определять его стратегию.
Цель статьи – раскрытие концептуальных подходов в развитии детского отдыха и оздоровления с точки зрения государственной социальной политики.
Долгосрочные перспективы развития детских здравниц Крыма непосредственно связаны, на наш взгляд, с развитием ниши детского туризма в туристической индустрии Украины. Возможные стратегии развития предполагают, прежде всего, четкое разграничение детского социального туризма и детского коммерческого туризма.
Детский социальный туризм входит в социальную политику государства и напрямую зависит от механизмов реализации программ по оздоровлению детей и объемами их бюджетного финансирования. Коммерческий детский туризм подчинен рыночным законам развития туристической индустрии, следовательно, и стратегии развития этих направлений детского отдыха имеют кардинальные отличия. В рыночной экономике первичен спрос на товар, поэтому только потребность и реальная возможность потребителя потратить часть дохода на нее является главным стимулом развития производства данного товара. Следовательно, сегментирование рынка детских туристических услуг по двум потребительским группам обозначает вектора развития. Стоимость услуг также очень важна. Так, например, предлагает Анапа недорогой отдых, что весьма перспективно и для социального, и для коммерческого туризма.
Стратегия развития детского социального туризма лежит в плоскости политики государства проводимой в сфере оздоровления и отдыха детей, реализуемой в виде ежегодной кампании, затрагивающей социально незащищенные категории детей. Динамично возрастающий объем финансирования, не дает ожидаемых результатов по выходу из кризиса детских здравниц, находящихся в собственности государства, что связано, прежде всего, с «распылением» средств и отсутствием четких качественных критериев, позволяющих оценивать уровень отдыха. За ежегодным количественным ростом оздоровленных детей скрыты снижение качества отдыха. Например, самая быстро растущая группа из оздоровительных учреждений в Крыму — это учреждения с дневным пребыванием детей, как правило, организовано на базе общеобразовательных школ в летний период, конечно, не может быть приравнено к полноценному отдыху, тем более оздоровлению. Другая проблема состоит в том, что даже при условии отдыха значительной части крымских детей, коечный фонд качественно можно заполнить только при условии реализации путевок на рынке. И если уникальные рекреационные ресурсы, связанные с ними технологии лечения при относительно невысоких ценах позволяют заполнить детские санатории, то бывшие пионерские лагеря, ставшие детскими оздоровительными центрами, учреждениями и т.п. вынуждены искать компромисс между доступностью детского отдыха и в тоже время его рыночной привлекательностью. Именно поэтому многие здравницы разделили в цене путевок стоимость стандартного пакета услуг и так называемого дополнительного пакета, нередко включающего недешевые экскурсионные поездки, посещения аквапарков и т.д.
За многочисленными сложностями развития детского отдыха и оздоровления стоит отсутствие четких стратегических ориентиров и самой концепции, которая наряду с решением первоочередных задач в большинстве случаев имеющих оперативный характер, позволит иметь однозначный вектор приложения усилий. Государственные программы без обобщения в единую стратегию долгосрочных перспектив, не обеспечивают достижение устойчивых результатов. Например, ежегодно выходящее постановление Кабинета Министров Украины «Об итогах проведения оздоровления детей летом текущего года и о средствах по организации отдыха и оздоровления детей летом следующего года» включает, как правило, отчет об использовании бюджетных средств и количественную оценку оздоровленных за эти средства детей. Существующие программы по оздоровлению и отдыху до 2008 г. утверждены как на общегосударственном, так и региональных уровнях, в том числе и в Крыму. В программах разграничены понятия оздоровления и отдыха, однако, не отражено лечение и реабилитация детей в санаторно-курортных учреждениях, которые, на наш взгляд, и обеспечивают качественный отдых и оздоровление детей определенных социальных групп (например, детей-инвалидов, детей на диспансерном учете и т.д.).
В рамках обеспечения государственной поддержки оздоровления детей осуществляется в установленном порядке государственный заказ на организацию отдыха и оздоровления детей льготных категорий, совершенствуется система финансовой поддержки детских оздоровительных учреждений посредством установления льгот по оплате коммунально-бытовых услуг, закупку продуктов питания (механизм реализации указанных льгот не определен). В каждой области, в том числе и в АРК, определены не менее 2-х стационарных детских оздоровительных учреждений с целью обеспечения круглогодичного отдыха и оздоровления детей социально незащищенных категорий населения.
Организационно-методическое, информационное и кадровое обеспечение реализации программ состоит в проведении всеукраинских и региональных совещаний, семинаров, тренингов по вопросам подготовки оздоровительной кампании и подведению итогов ее проведения, также ежегодно проводится Всеукраинская ярмарка услуг в сфере отдыха и оздоровления детей. Медицинское обеспечение отдыха и оздоровления детей должно осуществляться в виде санаторно-курортного лечения детей по категориям заболеваний, анализ заболеваемости обеспечивает диспансерный учет детей: сахарный диабет, туберкулез, ограниченные возможности и т.д. Требует изучения и предложения средств по обогащению питания детей в детских оздоровительных учреждениях биологически активными добавками, витаминами, радиопротекторного действия.
Дальнейшее международное сотрудничество предполагает изучение вопроса и подачи предложения по разработке Концепции создания международного туристического продукта сфере отдыха и оздоровления детей, это позволит расширению использования международного опыта по детскому отдыху, а также инициирует обмен группами детей для организованного отдыха и оздоровления не только со странами ближнего зарубежья, но и выходу на мировой туристический рынок. Остро стоит разработка проекта закона об отдыхе и оздоровления детей Украины, унифицирующего вышеизложенные программы и более четко разграничит стратегические приоритеты в решении проблемы. Необходимы четкие государственные стандарты отдыха и оздоровления детей, механизм порядка проведения государственной аттестации детских оздоровительных учреждений, типовые штатные нормативы детских оздоровительных учреждений, табеля оснащения оборудованием и инвентарем и т.д.
Как уже отмечалось, за программами, постановлениями, распоряжениями должна стоять обобщенная концепция, т.е. стратегические ориентиры, которые позволят определить вектор дальнейших перспектив. Основой формирования концепции может служить предложенная схема на рис.1.
Рис.1. Схема формирования концепции развития.
ПРОБЛЕМА: Детское оздоровление и отдых
ВАРИАНТЫ ПРИНЦИПОВ РЕШЕНИЯ:
1. При ограниченном участии государства, растущих доходах населения, осуществляется за счет средств родителей.
2. При значимой роли государственной политики, расширение затрат государства оздоровление, вследствие увеличения количества детей социально незащищенных категорий населения.
3. Объем государственного финансирования на том же уровне, при увеличении доли коммерческого детского туризма.
4. Сокращение государственной поддержки детских здравниц (в налогообложении, ценообразовании, инвестиционной политике) при перепрофилизации детских оздоровительных учреждений как неизбежного следствия действия рыночных механизмов: нерентабельные виды деятельности предприятий, влекущие банкротство.
ВАРИАНТЫ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ:
1. Без конкретного механизма распределения бюджетных средств на оздоровительные кампании, расчет необходимых объемов финансирования не от фактических потребностей, а от предыдущих затрат с механическим увеличением суммы,
2. Строгая координация оздоровительных кампаний, при обязательном прозрачном механизме распределения средств между заинтересованными ведомствами, далее между учреждениями.
3. Создание специального органа контролирующего проведение оздоровления и отдыха детей за счет государственных средств, а также осуществляющего качественный анализ состояния детского туризма, мониторинг детских оздоровительных учреждений
независимо от форм собственности.
ВАРИАНТЫ ДЕТАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ:
Детализируются посредством программ государственного и региональных уровней, нормативно-правовой базой в области детского оздоровления и отдыха с учетом функциональной и исполнительной структур.
Подводя итоги, отметим, что концептуальные подходы в решении данной проблемы могут приобрести реальное воплощение только при участии государственных органов, в поле деятельности которых попадает сфера детского оздоровления и отдыха.
Проблема требует, на наш взгляд, большего внимания специалистов для научного обсуждения.
Источники и литература
1. Концепция развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной республики Крым до 2010 года // Крымская газета от 07.08.2002.
2. Ячменева В.М. Кооперация труда в организации сельского зеленого туризма // Туризм, курорты и наука. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. – Алушта, 2003. – 204с.
3. Бочан И.О. Развитие делового туризма как важное условие трансграничного сотрудничества (из опыта работы в Львовском регионе) // Туризм, курорты и наука. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. – Алушта, 2003. – 204с.
4. Емельянов В.А. Концепция экологического туризма как основа идеологии украинской туристической индустрии XXI века // Туризм на пороге XXI столетия: образование, культура, экология. Материалы международной научно-практической конференции. – К.,1999. – 120с.
5. Лазарева Е.А. Проблемы управления развитием экологического туризма в АР Крым // Экономика Крыма. — 2004.- №11.-С.69-73.6.
6. Організація відпочинку та оздоровлення дітей: концепції, технології, досвід // За загальною редакцією Биковскої О.В., Петрочко Ж.В., Яременка О.О. – К.: Державний інститут проблем сім’ї та молоді, 2004. – 208с.