Экологический туризм как форма потребления природного и культурного наследия и фактор формирования экологического сознания

 

Общая дегуманизация сознания, связанная с хищническим
потреблением природных ресурсов, охватившая в настоящее время многие сферы
человеческой деятельности, неизбежно ведет (и в ряде районов уже привела!) к
потере многообразия биологических форм и оскудению природы, которая является
источником интеллектуального, нравственного развития и основой нашего
материального благополучия [1].

В последние годы
в связи с ухудшением состояния окружающей среды идет поиск альтернативных
направлений использования природных ресурсов. Одним из таких новых направлений
является экологический туризм, который активно развивается во всем мире. Доходы
от экопутешествий составляют около 10% от доходов приносимых международным
туризмом. Бурный рост экотуризма в мире объясняется ухудшением окружающей среды
в городах, перенасыщенностью традиционных популярных районов отдыха – горных
курортов, побережий теплых морей и т. д., а также ростом благосостояния людей,
увеличением количества свободного времени (А. Таксанов, 2002).

Для того чтобы экологический туризм мог
реально оказывать положительное влияние на хозяйство и социальную сферу страны,
а также быть реальным приоритетным направлением туризма, его понятие должно
вбирать три основных аспекта:

1) ориентация туристов на потребление
экологических ресурсов;
2) сохранение естественной природной среды;
3)
поддержание традиционного уклада жизни населения периферийных регионов.

В отечественных и зарубежных источниках даются самые
разнообразные определения экологического туризма: «зеленый туризм», «нетехнизированный
туризм», «приближенный к природе», «адаптированный туризм», «приключенческий
туризм», «агротуризм» и т. д. Особо следует отметить исследования немецких
ученых, которые подразделяют туризм на два типа – жесткий и мягкий (или
технизированный и нетехнизированный) (А.В. Дроздов, 1993; 1998).

В соответствии с определением Й. Криппендорфа, главная
цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или
спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы долговременно обеспечивать физический
и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с
ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формам
поселений с учётом долговременных интересов местных жителей (Ingo
Mose,
1988).

В определении,
используемом П. Хасслахером, названы четыре «стратегических» компонента, наличие
и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм: нетехнизированный туризм,
самостоятельное региональное развитие, социальная ответственность, культурная
ответственность. Все эти компоненты автор полагает равнозначными. Таким образом,
в определении Хасслахера приоритетным критерием мягкого туризма служит его
нетехнизированность. Кроме того, по Хасслахеру, мягкий туризм не может
развиваться во всех туристских регионах (Ingo
Mose,
1988).

Похожее по структуре, но иное по содержанию определение
предложил К.Х. Рохлитц. Согласно этому автору, мягкий туризм представляет собой
систему, также состоящую из четырёх взаимодействующих элементов: оптимального
отдыха гостей, «интактного» ландшафта, то есть такого, с которым гости
соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной сферы и прибыли
от туристской деятельности. Само определение формулируется следующим образом:
«Мягкий туризм – это количественно умеренный туризм, который благодаря
дистанцированной интеграции создаёт для местных жителей экономические выгоды и
обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не
причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде» (Ingo
Mose, 1988).

Существенное дополнение к изложенным
выше определениям и концепциям мягкого туризма сделал Д. Крамер. По его мнению,
гуманизация туризма, реформирование и превращение жестокого туризма в мягкий
более продуктивны не на индивидуальном уровне, то есть не через изменение
индивидуального поведения туристов или конкретных политиков и руководителей
туристского бизнеса, а через целенаправленное воздействие общественных
организаций на политику крупных турфирм. Таким образом, по Крамеру, в системе
«мягкий туризм» важнейшим компонентом является не просто турист, а сознательный,
подготовленный турист (Ingo
Mose,
1988).

Заметной чертой
всех представленных выше определений и точек зрения является стремление связать
экотуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и
охраняемыми ландшафтами. Вместе с тем в некоторых из этих определений указаны и
такие свойства экотуризма, как забота о социальном, культурном и экономическом
благополучии местного населения.

В качестве характерного примера можно привести
определение, выработанное правительственными и общественными туристскими и
природоохранными организациями Австралии и используемое в документе
«Национальная стратегия экотуризма». Определение гласит: «Экотуризм – это
экологически устойчивый туризм, имеющим своим основанием природу, включающей
ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение» [2].

Таким образом, можно выделить пять критериев, которым
должен соответствовать экологический туризм. Экологический туризм должен быть:

1) обращённым к природе и основанным на использовании преимущественно природных
ресурсов;
2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания,
то есть экологически устойчивым;
3) нацеленным на экологическое образование и
просвещение, на формирование отношений равноправного партнёрства с природой;
4)
заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы;
5) экономически
эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он
осуществляется (А.В. Дроздов, 2002).

Но чем же по существу отличается природный и
экологический туризм от обычного вида туризма? Как отмечает кыргызский эксперт
Анара Токтогулова, прежде всего, экотуризм – это путешествие и посещение хорошо
сохранившихся природных территорий, представленных во всем мире, как правило,
национальными и природными парками, резерватами и другими типами охраняемых
природных территорий.

Во-вторых,
экотуризм подразумевает наличие определенных, довольно жестких правил поведения
и их соблюдение является принципиальным условием успешного развития самой
отрасли.

В-третьих,
экотуризм отличается относительно слабым негативным влиянием на природную среду
и поэтому его иногда называют «мягким туризмом». Именно по этой причине он стал
практически единственным видом использования природных ресурсов в пределах особо
охраняемых природных территорий.

В-четвертых,
экотуризм предполагает, что местные сообщества не только работают в качестве
обслуживающего персонала, но и продолжают жить на охраняемой территории, вести
прежний уклад жизни заниматься традиционными видами хозяйствования, которые
обеспечивают щадящий режим природопользования. Естественно, это приносит
определенный доход населению, способствует его социально-экономическому
развитию.

Предлагается пятый элемент отличия. Так, экотуризм
это туризм, сочетающий отдых, развлечение и экологическое образование для
путешественников (А. Таксанов, 2002).

В широком смысле
экотуризм – одна из форм рекреации, непосредственно связанная с использованием
природного потенциала. Это путешествия и отдых на природе в естественной,
малоизмененной среде обитания. Это оздоровление в гармонии с сохраненной
природой. В конечном итоге, экологический туризм – яркий пример сочетания
природы, спорта и экологии с целью развития духовных, физических и
познавательных начал в человеке [3].

Исходя из
отношения к экологическому туризму как к экономической категории, можно
определить экотуризм как составную часть индустрии туризма, производящую и
продающую свой турпродукт и получающую от этого прибыль, или как туристическую
деятельность на природе, приносящую прибыль для сохранения природной среды, а
также для улучшения жизненного уровня местного населения [3].

Во многих
источниках приводится определение, данное Обществом экотуризма (США): «Экотуризм
это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая
целостности экосистем, получить представление о природных и
культурно-этнографических особенностях данной территории; туризм, который
создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной
населению» [2].

Основными целями
экотуризма при этом являются: экологическое образование, повышение культуры
взаимоотношений человека с природой, выработка этических норм поведения в
природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и
ее отдельных элементов, а также восстановления духовных и физических сил
человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной
среды.

По данным ВТО, в
мире экотуризм предпочитает от 12 до 15% туристов и их число в среднем ежегодно
возрастает на 30% в год. Можно ожидать, что в скором времени в этих
статистических данных появится также значительная доля российских туристов.
Этому способствуют две глобальные тенденции: общее ухудшение экологической
обстановки в нашей стране, повлекшее за собой необходимость проявления особого
внимания к природоохранным территориям, и появление новых черт у современного
потребителя, таких как экологизация мировоззрения: осознание хрупкости
окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом [4].

Указанным целям и
тенденциям способствуют и основные принципы экотуризма: это, прежде всего,
образовательный компонент и экономическая выгода для местного населения, плюс
сохранение окружающей среды и минимизация негативного влияния на экосистемы и
местную культуру.

Экологический
туризм (в особенности, в форме биосферного экотуризма) является самым
экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может
идти в русле либо образовательного процесса, либо просто ознакомления. Отличие
первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с
целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а
ознакомительный – с непрофессиональным наблюдением за природой. Ознакомление
может проходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде),
активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного
объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при
прохождении маршрутов) формах [5].

Экотуризм
это форма «альтернативного» туризма. Экотуризм характеризуется относительно
слабым влиянием на природную среду, поэтому его, как уже было сказано выше,
часто называют «мягким туризмом». И именно по этой причине он стал основным
видом использования природных ресурсов в пределах ООПТ. Экотуризм делает охрану
природы экономически выгодной.

В настоящее время на государственном уровне сохранение
и восстановление биологического разнообразия осуществляется путем создания сети
особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – участков земли, водной
поверхности, недр, имеющих особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое и рекреационное значение, где охраняются природные комплексы и их
компоненты. В то же время, среди охраняемых природных территорий выделяются
резерваты, отличающиеся выдающейся, уникальной, универсальной ценностью с точки
зрения науки, охраны или естественной красоты. Сохранение их необходимо не
только на национальном, но и на мировом уровне, в качестве объектов всемирного
природного наследия.

Поэтому экологический туризм можно определить как
туризм, предполагающий, прежде всего, пребывание человека в условиях «открытой»
природы, его непосредственное взаимодействие с живописными, экзотичными,
неповторимыми явлениями природы и объектами, удовлетворяющими познавательные,
научные, краеведческие потребности человека.

Принципиальное
отличие экологического туризма от других его видов – это регламентация
поведения туристов на
природе, охрана природных ландшафтов от перегрузки и загрязнения, предотвращение
деградации природных ресурсов, представляющих собой огромную ценность как раз с
точки зрения развития индустрии туризма.

В настоящее время значительное количество туристов
отдают предпочтение именно экологическому туризму, о чем свидетельствуют
растущая популярность пеших экскурсионных маршрутов и увеличение посещаемости
привлекательных в природном и культурном отношении мест. Важнейшая основа
экологического туризма – качество окружающей среды. Понимая это, многие
государства вкладывают значительные инвестиции в отрасль, чтобы улучшить условия
для туристов в национальных парках, заповедниках, на других природных и
исторических территориях.

Следовательно, объектами собственно
экотуризма могут быть как природные, так и культурные
достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где
традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой,
которые и объясняют существующее разнообразие направлений экотуризма. Наиболее
важными являются следующие направления:

1. Познавательное направление – ознакомление туристов с
наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными
ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками
материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления туристов с
окружающей средой являются учебные экологические тропы – наиболее
специализированные маршруты для обучения на природе. Только в рамках данного
направления возможна разработка разнообразнейших по сложности и предлагаемой
тематике туристских маршрутов, рассчитанных на различный возрастной и
образовательный уровень отдыхающих.

2. Научное направление – особая форма экологического
туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации,
например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную
книгу представителях флоры и фауны; о природных явлениях, исторических
памятниках и т. д. К этому направлению можно отнести «конгрессный» туризм
своеобразное «природное» дополнение международных совещаний, семинаров и
конгрессов, сопровождающихся выездом на природные территории.

3. Спортивное направление – занятия горным туризмом,
водным сплавом, спортивным ориентированием и т. д. в сочетании с ознакомлением с
горными, водными и лесными ландшафтами, флорой и фауной данной местности [1].

Необходимо отметить, что для развития экологического
туризма требуются значительные и разнообразные ресурсы. Именно эта его
особенность влияет на территориальную организацию туристской деятельности,
формирование новых туристских районов и их специализацию.

Ресурсами экологического туризма являются:


природно-климатические факторы: рельеф, водные объекты, флора
и фауна, уникальные и просто интересные природные участки;


историко-культурные достопримечательности: материальная и
духовная культура населения региона; исторические, археологические, культурные
памятники, находящиеся в непосредственной связи с природной средой [1,6].

Развитие
экологического туризма и его перспективы напрямую связаны с наличием и
состоянием особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

Особо охраняемые
природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале
России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них
природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных
территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
национальные парки; природные парки; государственные природные заказники;
памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты. Первые две группы из
вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы
нашей страны.

Особо охраняемые
природные территории
являются наиболее важным звеном в развитии экологического туризма, так как имеют
целый ряд преимуществ:


располагаются в наиболее живописных, привлекательных,
интересных с познавательной точки зрения местах;


обладают сложившейся системой обслуживания туристских групп,
отработанной системой туристских маршрутов, опытом организации просветительской
работы;


располагают определенной инфраструктурой и подготовленным
персоналом;


формируют отношение местного населения к конкретному
природному резервату и существующим на его территории экологическим ограничениям
на хозяйственную деятельность.

Как уже говорилось выше, ресурсами экологического
туризма являются и объекты материальной и духовной культуры, неразрывно
связанные с окружающей природной средой. Включение в программы экологических
туров посещения историко-культурных памятников является в настоящее время
мировой тенденцией. Так, в Конвенции об охране всемирного и культурного наследия
подчеркивается, что территория, обладающая, наряду с исключительными природными
особенностями, памятниками архитектуры, истории и культуры, достойна включения в
Список всемирного наследия, как наиболее ценный для познавательных и
образовательных целей объект. В то же время необходимо отметить, что к ресурсам
экологического туризма относятся, естественно, только те памятники истории и
культуры, которые находятся на территориях ООПТ и других привлекательных
природных участков или расположены в непосредственной близости (в зоне
туристской доступности) от них.

Экологический
туризм выполняет также одну из важнейших функций – формирование массового и
индивидуального экологического сознания.

В общем виде под экологическим сознанием понимается массовая
озабоченность населения состоянием окружающей среды. В действительности
экологическое сознание, которое правильнее было бы называть осознанием, то есть
пониманием экологической ситуации, есть элемент триединого процесса: «восприятие
понимание – действие», каждый элемент которого социально, политически и
культурно опосредован [7].

К основным характеристикам экологического сознания относятся:
озабоченность состоянием среды; мобилизация моральных ресурсов; способность к
идентификации источника угрозы и породившего ее социального субъекта; признание
здоровой и безопасной среды обитания общественной ценностью; индивидуальная
мобилизация, то есть осознание необходимости личного участия в протестных,
креативных и иных коллективных действиях; когнитивная мобилизация, то есть
формирование готовности к действиям на основе осмысления информации о рисках и
опасностях [7].  

Приведем также и пример типологизации экологического сознания. В
основу ее была положена доминирующая в сознании личности ценность в отношении
респондентов к природе: 1) признание паритета человека и природы; 2) господство
человека над окружающей средой; 3) подчинение людей законам природы. В
результате было выделено три основных типа экологического сознания:
гармонический (признание паритета человека и природы), технократический
(потребительское отношение к природе и эксплуатация окружающей среды, господство
человека над окружающей средой) и натуралистический (приоритет природы над
человеком, подчинение людей законам природы) [8].

В формировании экологического сознания, изменении ценностей
значительна роль образования и воспитания. Для становления экологического
сознания очень важно экологическое просвещение детей.

В начале 70-х годов ХХ века в
педагогической практике широкое развитие получил термин «природоохранительное
просвещение», а к концу 1970-х годов на смену этому термину пришло
«экологическое образование». Главная направленность этой концепции заключалась в
формировании у учащихся не только соответствующих знаний и навыков, но и
определённых качеств личности
[9].

Большое значение имеет экологическое
просвещение, в частности, посредством  экологического туризма. Познавая природу,
туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Вклад
экологического туризма в формирование экологической культуры поистине неоценим.
Но акцентирование внимания на экологическом воспитании и образовании создает
искушение относить к экотуризму все путешествия с природоведческими целями. По
этой причине посещение музеев природы практически всегда приравнивают к форме
экологического туризма. Главная цель экотуриста – не природоведческое
образование, а потребление экологических ресурсов, в т. ч. и информационных.

В процессе
школьного обучения происходит привитие первичных экологических, туристских
навыков, умений, расширение экологических знаний, формируется чувство бережного
отношения к природе. Ценность природы устанавливается непосредственной реакцией
человека и зависит от того, как входит природа в его жизненный опыт, как она
эмоционально осваивается.

Так, существуют
несколько учебных программ по экологическому воспитанию и образованию: «Юные
экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Учебно-экологическая тропа». Программа
«Юные экологи-краеведы» рассчитана на учащихся 5-7-х классов, и включает в себя
проведение как теоретических, так и практических занятий (экскурсии, походы),
формирует организационно-пропагандистские эколого-туристические знания, навыки и
умения, способствует развитию творческой, общественной активности детей.  

Программа
«Туристы-экологи» рассчитана на учащихся 7-9-х классов. В процессе обучения
дети приобретают поведенческие, опознавательные, преобразовательные и
организационно-пропагандистские умения. Поведенческие умения заключаются в
выполнении учащимися эколого-туристических норм поведения при хождении в
природном окружении, «захоронении» бытовых отходов на местах стоянок, обращении
с дикими животными и т.д. Опознавательные умения – распознавать объекты и
явления природы, различия между особо охраняемыми природными территориями и т.
п. Преобразовательные умения включают в себя выполнение работы по ликвидации
последствий негативного воздействия на окружающую среду и улучшение окружающей
среды. Организационно-пропагандистские умения заключаются в планировании
практических действий по охране природы и пропаганде эколого-туристской
культуры.

Программа
«Учебно-экологическая тропа» проводится с целью создания условий для
целенаправленного воспитания экологической культуры. В
образовательно-воспитательные задачи учебно-экологической тропы входит
формирование системы знаний о единстве человека, общества и природы, и способов
оптимизации природопользования; системы идеологических, нравственных и
эстетических ценностных экологических ориентаций; умений руководствоваться
моральными и правовыми нормами и правилами экологически грамотного поведения в
окружающей среде.

М.В. Таран экологическую тропу называет наиболее популярным и
эффективным видом экологической работы со школьниками. Экологическая тропа
может быть нескольких видов:


Экскурсионная (познавательная), на такой тропе
располагаются интересные природные объекты, например, крупный муравейник, редкие
породы деревьев, кустарников, трав, гнёзда птиц и норы зверей, лесные диковинки
(причудливые деревья, пни, композиции из камней), места подкормки диких животных
и т. д.


Охранная, на маршруте такой тропы располагаются
объекты заботы детей: деревья, нуждающиеся в лечении; кормушки для птиц и
зверей; участки рек и озёр, где дети подсаживают кустарник или очищают их от
мусора; территории, где ведётся плановый сбор валежника и сухостоя,
облагораживание лесных родников и т. д.


Тропа-викторина, на
которой школьники проверяют полученные знания, рассказывают о жизни животных и
растений, определяют знакомые виды трав. Специально подготовленные дети могут
сами проводить такие экскурсии.

Следует отметить, что экологические экскурсии довольно сильно
разнятся по тематической нагрузке и могут быть:


отраслевыми (ботанические, геологические, геоморфологические,
гляциологические, орнитологические и т. д.);


комплексными (ландшафтные, палеогеографические, собственно экологические
и др.);


природоохранными.

Кроме тематики экскурсий следует различать группы экскурсантов
по их возрасту и подготовленности. Среди них могут быть:


школьники (местные и приезжие);


массовые отдыхающие;


альпинисты и туристы-спортсмены;


студенты естественных специальностей (географы, гидрологи, метеорологи,
биологи, геологи и др.);


учёные и специалисты.

Данные учебные
программы способствуют формированию экологического мировоззрения через
знакомство с природными объектами и непосредственного общения с живой природой.
Зарубежный опыт экологически ориентированных учебных программ, в отличие от
отечественного, заключается в системном подходе – в создании сети взаимно
увязанных программ, которые последовательно реализуются сначала в школах, затем
в ООПТ и, наконец, в учреждениях и на предприятиях.

Так, например, авторы
одного из зарубежных учебно-методических пособий, предлагают 5 принципов
обучения жизненно важным компонентам экологического понимания: во-первых, это
развитие всех органов чувств – для усиления восприимчивости. Во-вторых, развитие
удивления. В третьих, работа педагогов направлена на развитие ценностного
подхода: ребёнку не навязывают сложившуюся систему ценностей, а дают возможность
определить свою, исходя из собственных каждодневных потребностей. Четвёртый
принцип обучения – это этика заботы (личностная забота о том месте, где люди
учатся и работают). Пятый – обучение пониманию взаимосвязей, а также зависимости
человека от окружающего мира, которые являются основой этики заботы.

В России ООПТ как
учреждения дополнительного образования оторваны от системы общего базового
образования. Имеют место
контакты лишь с отдельными профильными школами либо просто со школами,
находящимися поблизости от заповедных территорий. Важно не формально присваивать
новое название («экологический туризм») тому, что уже существует,
эмоционально-созерцательным выездам на природу, прежде всего с целью отдыха, а
действительно вести работу по формированию сознания посетителей особо охраняемых
природных территорий. И в первую очередь такая работа должна вестись со
школьниками – самыми маленькими посетителями заповедных территорий, для того,
чтобы, повзрослев, они продолжали проявлять искренний интерес и заботу о
территории, на которой они впервые учились постигать многообразие и красоту
живой природы.

Учебные программы, экологический туризм способствуют
формированию экологической культуры, норм, ценностных экологических ориентаций,
формируют умения руководствоваться моральными и правовыми нормами и правилами
экологически грамотного поведения в окружающей среде.

С развитием экотуризма связано изменение отношения к окружающей
среде, смена моделей природопользования; развитие экотуризма способствует охране
природы и культуры, социальному и экономическому развитию. Экологический туризм
является и одним из элементов эколого-просветительской деятельности. Особенности
экотуризма заключаются в том, что он не только удовлетворяет желание общаться с
природой, но заставляет потенциал туризма служить на благо охраны природы,
социально-экономического развития, содействует повышению
эколого-образовательного и общекультурного уровня посетителей.

Для увеличения социальной значимости экологии во всех
сферах жизни общества: образования, производства, культурной, бытовой,
необходимо создание и массовое распространение мировоззренческой концепции
сопряженной эволюции общества и природы; опираясь на естественное стремление
людей к здоровому образу жизни, сформировать социально-психологические установки
на исполнение высоких экологических стандартов отношения к природе.

Экологический туризм является сектором туризма,
наиболее близким к окружающей среде в ее широком понимании. Это выражается в
более тесных связях со многими сферами, важными для устойчивого развития
отдельных территорий и мировой системы в целом. С развитием экотуризма связаны
смена моделей природопользования, оно способствует охране природы и культуры,
социальному и экономическому развитию. Эти элементы образуют систему и взаимно
влияют друг на друга.

Сохранение целостности окружающей среды является важнейшей предпосылкой развития
туризма, так как только первозданная природа привлекает туристов и способствует
их полноценному отдыху. Разрушение окружающей среды рано или поздно приводит к
исчезновению в регионе туризма как отрасли экономики. Следовательно,
проблематику в развитии туризма можно определить следующим образом: с одной
стороны, мы не можем отказаться от туризма как от экономического фактора; с
другой стороны, он несет общую ответственность за разрушение нашего жизненного
пространства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.
Инесса Руденко. Природное наследие и экологический туризм. Доклад. Казахстан,
Алма-Ата, 2002.

2.
Дроздов А.В. и др. Экологический туризм на пути в Россию. Тула, 2002.

3.
Поздеев В.Б. Экологический туризм в контексте регионального развития./В сб.
Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой.
Смоленск, 2000.

4.
Бухова Е.Н. Экологический туризм как потенциал ля рекреационного развития
России./В сб. Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной
экономикой. Смоленск, 2000.

5.
Кусков А.С., Одинцова Т.Н., Понукалина О.В. Рекреационная география. Саратов,
2003.

6.
Ердавлетов С.Р. География туризма. Алма-Ата, 2000.

7.
Яницкий О.Н. Экологическая социология. Программа курса./Социс, №2 1997. – с.
122-132.

8.
Лисаускене М.В., Лихачева Т.И., Грицынина З.В., Лисаускайте Ю.В. Экологические
движения и экологическое сознание в Прибайкалье./Социс, №8 1999. – с. 111-113.

9.
Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). – М.:
Знание, 1986, с. 7.

10.
Храбровченко В.В. Экологический туризм. М., 2003.

11.
Панов И.Н. Экологический туризм и его роль в устойчивом развитии
территорий./Вестник МГУ. Сер. 5. 1998. №6.

12.
Каландаров К.Х. Экологическое сознание: сущность и способы формирования. М.,
1999.

13. Douglas Pearce. Tourism Today: A Geographical Analysis. Second edition.
Edinburgh Gate, Harlow, 1997. 204 p.

14. Tourism, ecotourism and protected areas: the state of
nature-based tourism around the world and guidelines for its development.
Cambridge. 1996. 301 p.

15. Williams S. Tourism Geography. London. 1998. 212 p.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.