Человечество всегда старалось познать свое прошлое. И одним из способов такого познания в настоящее время является культурный туризм, связанный с музеями мира. Большой интерес в этом плане представляет коллекция Британского музея, одного из старейших в мире. Он и будет предметом изучения данной работы.
В залах музея собраны первоклассные произведения искусства и уникальные памятники культуры от глубочайшей древности до наших дней. По исключительной ценности и разнообразию своих коллекций Британский музей стоит в ряду крупнейших музеев мира.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время знакомство с музейными коллекциями и изучение их отдельных экспонатов приобретает все большую популярность среди различных социальных групп общества. Музей как социокультурное учреждение завоевывает все более крепкие позиции в системе культурного просвещения посетителей. В настоящее время музей становится объединяющим звеном для совершенно различных по своим направлениям культурных интересов людей. Британский музей является одним из ярчайших примеров развития культурного туризма в Великобритании. Ни один туристский маршрут по этой стране не обходится без посещения Британского национального музея в Лондоне.
Цель работы – представление Британского национального музея как комплекса учреждений культуры и просветительства, как носителя мировых, цивилизационных культурных традиций. В работе сделана попытка найти объяснение популярности собрания Британского музея не только среди англичан, но и жителей других стран и континентов, рассмотреть место этого значительного музея в культурной среде
Лондона на основе источников, литературы как отечественной, так и англоязычной, а также сведений Интернет.
Задачи работы: попытаться изучить историю возникновения музея, зарождение его коллекций; определить, какую роль играет Британский музей в культурной среде Лондона; каким образом музей стал центром межкультурных коммуникаций; выяснить, насколько полно освещена его деятельность в системе Интернет; определить дальнейшие перспективы его работы и возможности использования музея в зоне международных маршрутов культурного туризма в изучении культурно- исторического наследия Британии.
Британский музей является своеобразным туристским брендом Англии. Обширность его коллекций отнюдь не следствие стремлений устроителей превзойти предшественников размахом, а результат серьезной работы, проделанной несколькими поколениями искусствоведов.
Многочисленные выставки открывают небывалые возможности для дальнейшего комплексного изучения живописного наследия великих художников и скульпторов мира. Они позволяют проникнуть в тайны творчества, разгадать ряд связанных с ним загадок.
Можно с уверенностью сказать, что посещение Великобритании во-обще и Лондона в частности не может считаться полностью состоявшимся, если человек не посетил Британский музей – одну из величайших сокровищниц мирового искусства и его фундаментальной библиотеки, которой пользовались и пользуются многие известные деятели науки, политики, искусства.
Для изучения данной темы были использованы отечественные книги и справочники таких авторов, как Б.В.Кудрявцев, Б.Ривкин, Т.А.Турскова, Л.М.Ярошенко, рассказывающие об истории музея, о комплектовании коллекций, русский перевод с английского издания Ф.Фрэнсис, а также издания английских авторов L.V.Khrustalyova и A.Esdaile1.
В качестве справочного, информационного материала был использован Интернет. Его ресурсы расширяют просветительскую аудиторию, однако получаемые сведения не всегда являются достоверными и их следует сверять с опубликованной ранее информацией.
Сайт www.kontorakuka.ru позволяет узнать об истории музея, комплектовании коллекций: Британский музей является драгоценнейшим памятником культуры и носителем культурных традиций. Его 245-летняя история неразрывно связана с историей Великобритании – страны, где процветали естественные науки. Коллекция ученого-натуралиста Хэнса Слоуна положила начало ныне прославленному музею. На этом чате можно узнать о том, что плата за вход в музей взимается только при посещении некоторых выставок, но и в этом случае для детей до 16 лет вход бесплатный.
Сайт www.velikobritania.ru освещает беспрецедентный финансовый кризис Британского музея. Поскольку основной статьей доходов являлись продажа сувениров, пожертвования посетителей, которых сегодня явно не достаточно.
Сайт www.temptur.ru сообщает, что в последние годы музей расширил график работы и по случаю юбилея Британского музея в столице проходили научные чтения, музыкальные и танцевальные представления.
На сайтах www.travel.ru и www.thebritishmuseum.ac.uk Можно узнать о завершении перестройки Британского музея, которая стала одним из триумфов нашего времени, а также о составах коллекций и расписании работы музея.
7 июня 1753 года…состоялось знаменательное событие. Его Величество, восседающий на троне, в короне и при королевских регалиях, в присутствии государственных министров, герцога Кумберлендского, в парадном одеянии сидящего на предназначенном ему месте по левую руку от Его Величества, лордов, также в
парадных одеяниях…заслушал представление билля, называвшегося «Акт о покупке музея или коллекции сэра Хэнса Слоуна и коллекции рукописей Харли, о представлении единого хранилища для лучшего обозрения и более удобного пользования упомянутыми коллекциями, а также библиотекой Коттона»2. Биллю было дано королевское одобрение в следующих словах: «Король этого желает». Это официальный документ об основании Британского музея. Британский национальный музей был учрежден декретом английского парламента 11 декабря 1753 г. и открыт в 1759 году3. Музей расположен почти в центре Лондона, в районе Блумсбери. Это очень своеобразный район старого Лондона. Поблизости много старинных баров и кофеен – лондонцы уверяют, что только здесь можно выпить чашку хорошего кофе; на площади рядом с музеем – рынок с шатрами, вокруг площади нечто вроде индийского заповедника: лавки, торгующие пряностями, ресторан с индийскими блюдами и даже небольшой храм. Здесь много антикварных лавок, книжных
магазинов, где и сейчас можно купить редкие старые книги, полный набор для белой магии и прекрасно изготовленную подделку под старинный иранский сосуд4. Уникальность Британского музея в том, что он объединяет под одной крышей и в одном учреждении Национальный музей древностей и Национальную библиотеку5.
Музей возник на основе коллекции лондонского практикующего врача Хэнса Слоуна (1660–1753), который был одно время личным врачом Элбемарля – губернатора Ямайки. Обосновавшись после смерти своего покровителя в Лондоне, Хэнс Слоун получил широкую известность как страстный коллекционер растений, минералов, зоологических и анатомических экспонатов, различных древних предметов, гравюр, книг, рукописей, монет. Его дом был в лондонском районе Блумсбери, недалеко от того места, где сейчас находится Британский музей, а потом коллекция расположилась в специально построенном им здании в Челси, куда была перевезена. Коллекция Хэнса Слоуна насчитывала 79 575 различных предметов (если не считать каждое растение в гербариях за один предмет).
Хэнс Слоун решил передать этот частный музей британской нации или Оксфордскому университету, или Королевскому обществу, или, наконец, Королевской академии в Париже, или даже Санкт-Петербургской академии – при условии выплаты его дочерям 20 тыс. фунтов стерлингов – едва ли пятой части тогдашней стоимости коллекции. Однако душеприказчики Слоуна все-таки уговорили парламент выпустить специальную лотерею, доходы с которой и составили необходимую сумму.
Акт об основании музея добавил к коллекции Слоуна еще две значительные коллекции: документы по английской литературе и истории 1535 г. и книжное собрание Харли (1661–1724) – «Харлеанскую библиотеку».
В 1753 г. в музей поступило собрание исторических манускриптов, редких книг и монет коллекционера сэра Роберта Коттона (1571–1631).
В 1757 г. Георг II предоставил музею королевскую привилегию на получение экземпляра каждой книги, изданной в Англии, а также подарил музею Старую королевскую библиотеку, которую на протяжении двух веков собирали английские монархи от Генриха VII (1485–1509) до Карла II (1660–1685). Именно этот комплекс принято называть «основным собранием» музея. Так стали складываться естественно-научные и гуманитарные, а также нумизматические коллекции будущего музея.
Коллекции музея стали складываться к середине XVIII века. В число совета попечителей, стоящего во главе музея, входили члены семей основателей: Слоун, Коттон и Харли, государственные деятели и, разумеется, ученые. Среди первых поступлений была так называемая коллекция Томасона, которую приобрел и подарил
музею в 1762 г. Георг III. Она является одним из сокровищ музея. Коллекция была собрана дальновидным книгопродавцем Джорджем Томасоном во время Английской буржуазной революции XVII века. Он добросовестно собирал книги и памфлеты, которые печатались в течение всей гражданской войны (1642–1660 гг.), и составил замечательную библиотеку этого периода, насчитывающую около 22 тыс. единиц хранения.
В 1772 г. британское правительство купило коллекцию древнегреческих и этрусских ваз. Через 18 лет после этого музей получил по завещанию знаменитого актера Дэвида Гарика его библиотеку, состоящую из тысячи печатных текстов пьес. В 1799г. музею была завещана коллекция преподобного Кречрода. В нее входили
великолепные печатные книги, замечательные рисунки великих мастеров и очень ценные экземпляры монет Древней Греции и Древнего Рима.
Музей изначально создавался как общедоступный. С начала создания интерес к музею был необычаен. Многие дожидались месяцами своей очереди: посетителей пускали туда только по предварительной записи. Свободный доступ во все залы музея был открыт лишь во второй половине XX века.
В настоящее время коллекция разделена на тринадцать отделов. Семь художественно-археологических отделов, три отдела библиотеки, отдел коллекции монет и медалей, отдел собрания рисунков и гравюр и отдел научных исследований по реставрации.
В главном вестибюле музея зрителя встречают две огромные скульптуры – статуя II–III вв. из буддийского святилища Амаравати в Южной Индии и китайское изваяние Будды VI века.
Большой интерес у посетителей вызывают художественно-археологические отделы, в частности памятники стран Востока.
Отдел восточных памятников занимает оба этажа галереи Эдуарда VII. Она обширна. В хронологическом порядке выставлены в залах галереи произведения арабских стран, Турции, Тибета, Непала, Ирана, Индии, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Ближневосточное искусство представлено керамикой, резным и покрытым эмалью стеклом, резной костью, гравировкой и чеканкой по металлу, оружием VIII–XIX вв. Можно увидеть браслет с грифонами из Древнего Ирана (V в. до н.э.), сосуд с рельефными изображениями из Ирана (IV в.), прекрасный бронзовый кувшин (1232г.) из Мосула, покрытый тончайшим филигранным орнаментом; изумительную стеклянную бутыль паломника (около 1250 г.) из Сирии, украшенную золотом и цветными эмалями, виртуозно исполненную керамическую лампаду из мечети в Иерусалиме.
Культуру Индии представляют глиняные печати (III–II тыс. до н.э.) времен существования древнейшей цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, ценное по своей полноте собрание скульптуры из Гандхары (I– VI вв.), самая большая коллекция раннеиндийского искусства за пределами субконтинента – многочисленные рельефные плиты из буддийского святилища в Амаравати (I–III вв.), бронзовые и каменные статуи из Центральной и Южной Индии периода Паллава (VII–IX вв.) и храмовые статуи VIII– XIII веков из Ориссы, Бихара и Бенгалии.
Несомненно интересным окажется знакомство с бронзолитейным искусством Кашмира (VII–X вв.), Тибета и Непала (VII–XV вв.), буддийскими коллекциями Тибета и Непала, а также индуистскими скульпторами, созданными средневековыми мастерами Цейлона, Таиланда, Камбоджи, Индонезии.
В Британском музее широко представлена китайская художественная культура. Здесь можно увидеть ритуальные бронзовые сосуды II–I тыс. до н.э. периода династий Чжаньго (1523–1027 гг. до н.э.) и Чжоу (1027–221 гг. до н.э.), великолепные бронзовые кувшины, бронзовое оружие и погребальные урны этого же периода.
Период династии Хань (2206 до н.э.-220 гг. н.э.) представлен изумительными предметами из расписного лака, резного нефрита, глазурованной керамики и бронзы. Для бронзовых сосудов ханьского времени характерны ясные утилитарные формы, почти полное отсутствие орнамента. Просты и декоративные элементы глиняных изделий, украшенных скульптурными поясами, расписными геометрическими мотивами.
Большой интерес представляет серия надгробных фигурок, коллекции мебели, бронзовых зеркал китайских императоров шести династий (220– 589 гг.) и танского периода (618–906 гг.), коллекция старинного серебра из клада X в. из Пей Хан Чжэна, великолепный фарфоровый кувшин с головой феникса X века.
Коллекция китайского фарфора музея не знает себе равных в мире6. Фарфор стал одним из видов декоративного искусства уже в VII–VIII веках. К этому времени относится создание многочисленных фарфоровых печей, самой знаменитой из которых была Синчжоу, поставлявшая бело-снежный фарфор императорскому двору.
Особая экспозиция, обновляемая дважды в год, посвящена сокровищам восточной живописи, которыми так богат Отдел восточных печатных книг и рукописей. В специально оборудованных витринах можно видеть бесценные творения персидской и индийской миниатюры. Постоянно здесь выставлен шелковый свиток великого китайского художника, дошедший до наших дней в поздней копии. Свиток длиной в 3–4 см состоит из девяти жанровых эпизодов, иллюстрирующих стихи одного из поэтов ханьской эпохи.
Десятки тысяч историко-культурных и художественных памятников сосредоточены в Отделе древностей Передней Азии. Здесь собраны произведения древних цивилизаций Ближнего Востока, Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии и ее колонии Карфагена, Южной Аравии и Древнего Ирана – от эпохи неолита (VI–V тыс. до н.э.) до появления ислама в VII в. н.э.
Но главной достопримечательностью Отдела является величайшее в мире собрание ассирийской скульптуры, занимающее пять огромных залов и галерей на первом этаже музея. Особый интерес представляет искусство Ассирийской державы поры ее расцвета в IX–VII вв. до н.э. – монументальные статуи, обелиски и около 250 рельефов, украшавших дворцы ассирийских царей в Ниневии и Кальху.
Внимание посетителей привлекают многочисленные алебастровые панно с рельефными изображениями из дворцовых ансамблей Ашшурнасирапала II и Тиглатпаласара III в Кальху, бронзовые ворота храма в Балавате, рельефные фризы из дворца Синаххериба в Ниневии, хранящие следы пожара, который уничтожил этот город в 612 г. до н.э., и, наконец, вершина ассирийской пластики – сцены львиной охоты
из дворца Ашшурбанапала в Ниневии7.
Отдел древностей Передней Азии обладает самой большой в мире коллекцией глиняных табличек с клинописными текстами, которая насчитывает 120 тыс. экземпляров почти половину общего количества клинописных документов, известных современной науке.
«Черный обелиск» увековечил походы и деяния Салманасара III (VIII в. до н.э.). Этот памятник вызвал огромный интерес в научном мире. Он был найден в 1846 г. среди развалин ассирийского города на холме Телль Нимруд и представляет собой четырехгранный столб из черного базальта, покрытый со всех сторон барельефами и клинописными текстами. На одной его стороне изображен Салманассар III со своей свитой, принимающей ценные дары, на другой также изображен Салманассар III с неким вельможей в роскошном плаще, бьющим ему челом. Позже были расшифрованы надписи и действующие лица – вельможей оказался израильский царь Ииуй.
В нескольких залах второго этажа экспонируются богатейшее собрание резных печатей, охватывающее все периоды истории Древнего Двуречья, шедевры декоративно-прикладного искусства Шумера, найденные в 1922–1934 гг. в царских усыпальницах Ура английским археологом Лео-нардом Вулли, виртуозно исполненные сирийскими и финикийскими мастерами изделия из слоновой кости, знаменитые луристанские бронзы и «сокровище Окса» – Амударьинский клад, обнаруженный в 1877 г. на юге Таджикистана, на территории Древней Бактрии.
Уникальным историко-художественным памятником общественной жизни середины 3 тыс. до н. э. является «Штандарт из Ура». Скульпторы Шумера на рубеже 4–3 тыс. до н.э. изобрели небольшие резные печати в форме цилиндра, которые просуществовали в течение трех тысячелетий. Они являются ценнейшими источниками для изучения социальной и художественной культуры древних цивилизаций.
Бесчисленные деловые письма и торговые контракты, отчеты храмовых хозяйств и строительные надписи, царские хроники и научные трактаты, религиозные песнопения и произведения художественной литературы освещают все стороны социально-экономической и духовной жизни народа Месопотамии и соседних стран в III–I тыс. до н.э.
Гордостью Британского музея является всемирно известная Ниневийская библиотека царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Двуречья. Среди 20 тыс. табличек, из которых состоит библиотека, встречаются тексты самого различного содержания: гимны в честь
богов и токования сновидений, описания жертвоприношений и магические заклинания, медицинские рецепты и астрологические сочинения, грамматические справочники и прототипы энциклопедий – списки географических названий, перечни птиц и животных, растений и минералов.
Основы знаменитых коллекций скульптур Британского музея были заложены в первое 20-летие XIX века. По Александрийскому договору, заключенному после разгрома французской армии в битве на Ниле в 1801 г., музею были переданы многие памятники скульптуры Древнего Египта, в том числе и знаменитый Розеттский
камень.
В 1805 г. приобретена коллекция греческой и римской скульптуры, бронзы и терракоты, принадлежавшая Таунли; в 1815 г. куплена скульптура из храма Аполлона в Басах, а в 1816 г. – коллекция скульптур Парфенона в Афинах, собранная в начале XIX в. лордом Элгином8.
В настоящее время в Интернет имеются сведения, что Греция просит Англию вернуть фрагменты Парфенона (12 фигур с фронтонов Парфенона, 15 каменных прямоугольных плит, 56 плит фриза), которые британский посол при султанском дворе Томас Брюс еще в XIX в. вывез в Англию, как считает греческое правительство, незаконно9. Все это великолепие оказалось в Британском музее, и европейцы впервые познакомились с подлинными греческими скульптурами.
Таким образом, Британский музей обладает обширными археологическими коллекциями, лучшими в мире собраниями памятников Древнего Востока, в особенности Древней Месопотамии, одним из лучших в мире собраний древнеегипетской скульптуры, замечательными коллекциями памятников искусства Индии и Китая, выдающимися произведениями античного искусства, служит источником для проведения различных научно-исследовательских работ. В частности, Отдел древностей Передней Азии обладает самой большой в мире коллекцией – более 150 тыс. – глиняных табличек с клинописными текстами, что позволяет считать
Британский музей крупнейшим центром по изучению клинописи.
Сегодня Британский музей на своем сайте скромно именуется «величайшей в мире коллекцией археологических находок»10.
Приобретения музея в начале XIX в. были столь значительными, что потребовали возведения ряда пристроек к основному зданию. В 1804– 1805 гг. возведена «Галерея древностей». В 1806–1808 гг. была построена «Галерея Таунли», а в 1816 г. с западной стороны к зданию Галереи было пристроено временное помещение для «мраморов Элгина».
С 1807 по 1822 г. были приобретены следующие коллекции: рукописи маркизы Лэнсдаун – политические документы и переписка Вильяма Сесила, лорда Берли премьер-министра королевы Елизаветы I и официальные документы сэра Юлиуса Цезаря государственного деятеля эпохи правления Якова I; пневматическое оружие, коллекция минералов Гревиля; библиотека Харгрейва, включающая юридические документы и печатные книги; коллекция нот, принадлежащая историку музыки доктору Чарльзу Берни; зоологическая коллекция, собранная полковником Джорджем Монтегю из Лекхама;
приобретение гербария и других естественно-научных коллекций, а также библиотеки более чем из 15 тыс. томов, собранных бароном фон Моллем из Мюнхена; рукопись XI в. поэм Гомера, более 500 томов рукописей классических авторов, большое количество печатных книг с пометками выдающихся ученых. С точки зрения
современной науки наиболее интересная часть библиотеки Берни – 700 томов газет XVII–XVIII вв. Это собрание легло в основу выдающейся коллекции газет разных эпох, которой гордится Британский музей. Была приобретена первая из трех коллекций трактатов периода Французской революции, собранная издателем Марата Колином и позднее пополнившаяся еще двумя собраниями, купленными у Джона Вильсона Крокера в 1831 и 1856 гг.
Если в начале и середине XIX в. были увеличены в основном коллекции экспонатов из Океании, то в конце XIX в. значительно умножились африканские коллекции. Стимулом к их росту стала экспедиция в Бенин в
1897 г. Большая часть современной коллекции была передана в музей в 1898 г.
В настоящее время коллекция музея постоянно пополняется новыми экспонатами. Приобретая новые памятники, прибавляя их к своим коллекциям, музей живет, ибо музей, который не приобретает нового, – мертвый музей.
Важным событием в развитии деятельности Британского музея был приход на работу в 1831 г. в качестве ассистента Антонио Паницци (1797– 1879) – итальянского революционера-эмигранта, который вынужден был покинуть свой родной город Модену, когда за его голову была объявлена награда.
Антонио Паницци приехал в Англию в 1820 г., некоторое время был учителем итальянского языка в Лондоне и Ливерпуле, приобрел там таких влиятельных друзей, как Уго Фосколо, Вильям Роско и вскоре стал профессором итальянского языка в Лондоне. Его карьера в Британском музее была стремительна: хранитель Отдела печатных книг в 1837 г., он в 1856 г. стал Главным библиотекарем и директором музея11.
Еще в 1835 г. он выступил в парламенте и представил на обсуждение идею Национальной библиотеки, которая может быть окончательно оценена лишь в наши дни. Во время его работы в музее он с характерной для него решительностью утверждал свой идеал Британского музея, который, по его мнению, должен быть
общенациональной библиотекой, «специальным заведением для усовершенствования в образовании, для исследований и учебы, местом, где самый бедный студент мог бы удовлетворить свою научную любознательность, распутать самые сложные проблемы, используя те же самые источники, что и самый богатый человек в стране»12.
Антонио прекрасно понимал, что такой библиотеке прежде всего не-обходим полный каталог. Став хранителем Отдела печатных книг, он вскоре представил на обсуждение свой знаменитый код для создания такого каталога, состоящий из 91 правила; вероятно, это был вообще первый в мире метод систематизации большого библиотечного собрания книг. В результате в 1850 г. в читальном зале библиотеки появился каталог, состоящий из рукописных карточек на каждое издание (все они имели дубликаты), вставленных в большие тома, – это был, по сути дела, предшественник обычного карточного каталога. Он составил 150 томов. К 1875 г. этот каталог разросся до 2250 томов, и возникла необходимость его напечатать.
Паницци оставил свой пост в 1866 году. Он проявил себя как великолепный библиотечный и музейный администратор. Перестроив библиотеку музея, он заложил основы организации и развития всех больших библиотек, своей работой он оказал влияние и на дальнейшее развитие Британского музея.
С 1753 г. по 1963 г. деятельность музея контролировалась Советом попечителей, которым официально руководили три главных попечителя, представляющих три сословия королевства: архиепископ Кентерберийский, лорд-канцлер и спикер палаты общин. В 1963 г. Совет был заменен и составлен по следующему принципу: 16 назначаемых правительством представителей (1 – королевой, 15 премьер-министром), 4 – Королевским обществом, Королевской академией, Обществом антикваров и 5 – выбираются самим Советом. Совет выбирает своего председателя. Руководителем музея является его директор и главный библиотекарь, кроме того, существует 13 хранителей – руководители отделов, на которые разделен музей13.
В 1963 г. был принят специальный акт парламента, разрешающий музею обмен временными выставками.
Музей совершенствует постоянные экспозиции и выставки, устраивает часто временные выставки из своих фондов, чтобы активизировать интерес публики. Британский музей успешно справляется с этой задачей, так как в настоящее время его ежегодно посещают около 5 млн посетителей.
Британский музей – это еще и общенациональная библиотека, специальное заведение для усовершенствования в образовании. Фонды библиотеки насчитывают около 7 млн томов печатных изданий и 200 тыс. единиц хранения рукописей на европейских языках, 500 тыс. географических карт и около миллиона экземпляров нот; национальная справочная библиотека по науке и изобретениям получает около 20 тыс. научных и технических журналов и имеет 110 тыс. томов (11 млн единиц) патентов. Библиотека Британского музея имеет 6 читальных залов на 670 читательских мест.
Среди ее постоянных читателей были многие выдающиеся деятели английской культуры философ Юм, историки Гиббон, Карлейль и Маколей, писатели Вальтер Скотт, Диккенс, Теккерей и Бернард Шоу14.
Один из крупнейших экономистов XIX в., основоположник рабочего революционного учения Карл Маркс, работавший в ней более 30 лет, считал, что для научных занятий Британский музей не имеет себе равных. Русский политический деятель конца XIX – начала XX в. В.И. Ленин говорил о том, что во всей Европе нет
лучшего места для работы, чем библиотека Британского музея, с ее богатейшим книжным фондом, прекрасным справочным отделом и великолепно налаженной техникой обслуживания читателей15.
Проблема возрастающей перенасыщенности библиотеки в период между двумя войнами частично была решена начавшейся переделкой «железной библиотеки» – чугунных стеллажей, которые были возведены в круглом читальном зале в 50-х гг. XIX столетия. Она позволила во время Второй мировой войны сохранить коллекцию книг. Новые стеллажи из стали и бетона обеспечили безопасное хранение.
В 1972 г. по акту о Британской библиотеке коллекции печатных книг и рукописей были отделены от коллекции древностей, гравюр и рисунков и вместе с Британской национальной библиотекой, Национальной центральной библиотекой и Национальной абонементной библиотекой составили новую Британскую библиотеку.
В 1973 г. было организовано специальное издательство Британского музея, которое, наряду с научной литературой, выпускает путеводители, открытки, планы расположения залов и муляжи отдельных наиболее интересных экспонатов.
В научно-просветительских целях музей использует свои коллекции для развития знаний, устраивая экскурсии для школьников (есть секция по школьному образованию) и учителей, организовывая лекции и выпуская книги для детей и взрослых. Базой всей этой работы является высокий уровень науки, ведь именно от этого, главным образом, и зависит репутация любого музея.
Невозможно хотя бы вкратце рассказать обо всех редкостях и сокровищах музея, которые выставлены в 94 галереях, общая протяженность которых достигает 4-х км. Британский национальный музей настолько богат, что даже для беглого осмотра всех его залов понадобится не менее семи дней. Выставки постоянно
обновляются, поэтому людям, уже посещавшим Британский музей, всегда будет на что посмотреть16.
Итак, за 245 лет своего существования Британский музей превратился в подлинную сокровищницу мировой культуры, где собраны лучшие произведения всего земного шара. Грандиозные по своему богатству и разнообразию коллекции Британского музея воссоздают перед посетителями картину художественной истории человечества, в которую каждый народ и каждая эпоха внесли неповторимый вклад.
Вся Британия гордится своим музеем и называет его «старушка с Грейт Рассел-стрит».
Литература
1. См.: Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. М., 1994; Ривкин Б. Бри-танский музей. Лондон. М., 1980; Турскова Т.А. Музеи мира. М., 2001; Фрэнсис Ф. Сокровища Британского музея. М., 1984; Ярошенко Л.М. Лондон: Справочник-гид. М., 1998; Khrustalyova L.V. The world of Britain. M.,2003; Esdaile A. The British museum library. L.,1948.
2. Цит. по: Фрэнсис Ф. Сокровища Британского музея. С. 9.
3. См.: Ярошенко Л.М. Указ.соч. С. 142.
4. См.: Турскова Т.А. Указ.соч. С. 41.
5. См.: Ионина Н.А. Указ. соч. С. 218.
6. Цит. по: Фрэнсис Ф. Сокровища Британского музея. С.9.
7. См.: Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. М., 1996. С. 79.
8. www.lenta.ru
9. www.olo.ru
10. www.thebritishmuseum.com
11. См.: Esdaile A. Op. cit. P.35.
12. См.: Фрэнсис Ф. Указ.соч. С.167.
13. См.: Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. С.193.
14. См.: Ривкин Б. Указ. соч. С.67.
15. См.: Осипов В.Д. Британия глазами русского. М.,1976. С.146.
16. См.: Ярошенко Л.М. Указ.соч. С.142.