Туризм является одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Туризм оказывает стимулирующее воздействие на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Кроме того, развитие туризма обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности.
Автономная Республика Крым, обладая значительным природно-рекреационным потенциалом, совокупностью культурно-исторических памятников занимает пока не ведущее место среди туристских регионов Украины, как по степени развития туристской инфраструктуры, так и по посещаемости туристами, несмотря на то, что туристская отрасль рассматривается в качестве приоритетной для экономики республики, как сфера, повышающая уровень ее финансовой самодостаточности. Следовательно, для эффективного развития нашего государства и Автономной Республики Крым в частности, необходимо исследование проблемы развития курортно-рекреационных территорий.
Вопросам развития курортно-рекреационных территорий посвящены статьи таких ученых, как Б.М. Данилишин, Нагорская М.Н. и др.
Так например Б.М. Данилишин, исследует пути решения актуальных проблем формирования современной государственной региональной политики, экономики природопользования и развития продуктивных сил Украины в контексте новых экономических и политических условий.
Нагорская М.Н разработала ряд мер по совершенствованию развития предпринимательской деятельности промышленных предприятий АРК. Были научно обоснованы особенности стратегий развития, структура и содержания программ развития предприятий региона.
Целью данной статьи является анализ развития санаторно–курортного, туристического и рекреационного комплекса Автономной Республики Крым.
Занимая около 4,5 % площади, Крымский полуостров концентрирует 29,6 % всех рекреационных ресурсов, 10 % емкости гостиничного фонда, 40 % емкости здравниц Украины. В межрайонном территориальном разделении труда автономия выделяется прежде всего производством оздоровительных и лечебных услуг (70 % и 11 % от всех целей посещения организованных рекреантов) [1].
Отдых в Крыму, санаторно-курортные и туристические услуги данного региона пользуются популярностью среди жители бывшего СССР (около 95%), что обусловлено не только территориальной близостью регионов, но и общими чертами их социально-экономического и культурного развития.
С переходом украинской экономики на рыночные принципы и условия хозяйствования в ее рекреационном комплексе произошли коренные изменения.
Невозможность своевременной замены устаревшего административного механизма на современный рыночный, экономический кризис, сопровождавшийся падением производства, снижением рентабельности и банкротством большинства промышленных предприятий, на балансе которых находились санаторно– курортные учреждения, привел к тому, что предприятия оказались не в состоянии в дальнейшем финансировать текущие расходы, развивать их материальную базу. Для выходы из сложившейся ситуации предприятия подняли цены на путевки. Однако этот шаг не оправдал себя:
1. Доходы основной части населения резко сократились.
2. Для остальных открылись новые зарубежные туристические рынки, где возможность выбора и качество предоставляемых услуг были на порядок выше.
В сочетании с резким сокращением поддержки рекреационной сферы государством и почти полным исчезновением социального туризма привело к тому, что санатории, дома и базы отдыха страны лишились основного контингента отдыхающих.
В 2007 г. количество прибывших на отдых и лечение составило 196,3 тыс. чел. В сравнении с прошлым сезоном в 2007 году в Крыму увеличилось количество отдыхающих на 11,4 %. В структуре объема реализации туристических услуг наибольший процент занял внутренний туризм – 71 %, на втором месте – иностранный – 28,6% и на третьем – зарубежный – 0,4%. Большая часть отдыхающих прибыла на полуостров железнодорожным транспортом – 2 млн. 998 тыс. человек, что почти на 300 тыс. больше, чем в 2005 г. авиатранспортом – почти 620 тыс., почти на 205 тыс. увеличилось количество автотуристов [2, с.58].
В настоящее время, несмотря на устойчивый рост числа отдыхающих в последние годы, современное состояние рекреационного комплекса Автономной Республики Крым может быть оценено как недостаточно стабильное.
Материально-техническая база рекреационных учреждений, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность Крымского региона.
Для поддержки, развития и приведение туристической отрасли к международным стандартам в Крыму реализуется несколько государственных и республиканских программ развития среди них:
— Постанова від 29 квітня 2002 р. N 583, Київ. Про затвердження Державної програми розвитку туризму на 2002–2010 роки;
— Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым. Программа развития на 2006–2010 годы от 17 марта 2004 г. № 849–3/04;
— Программа развития Крыма как круглогодичного общегосударственного и международного курортно– рекреационного и туристского центра, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 2003 года № 133;
— Первоочередные мероприятия по выполнению в 2001–2005 годах комплексной программы социально– экономического развития Большой Ялты, как курорта общегосударственного значения, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2001 года № 1206;
— Программа развития автотуризма в Автономной Республике Крым, утвержденная Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16 мая 2001 года № 1810–2/01;
— Программа развития сельского и зеленого туризма в Автономной Республике
Крым на 2007– 2010 годы. Постановление Верховной Рады Автономной Республики
Крым 19 сентября 2007 г. N 572–5/07.
Рассматривая финансовую сторону данных программ можно говорить о недостаточном финансировании так, например, на программу развития сельского и зеленого туризма в Автономной Республике Крым на 2007– 2010 годы планируется выделить табл.1 [4].
Таблица 1.
Прогнозные показатели реализации Программы развития сельского и зеленого туризма в Автономной Республике Крым на 2007–2010 годы
N п/п | Всего |
В т.ч. по годам: |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||
1. | Финансовые затраты (тыс. грн в т.ч: | 1280,0 | – | 630,0 | 330,0 | 320,0 |
– бюджет Автономной Республики Крым(тыс. грн.) | 1280,0 | – | 630,0 | 330,0 | 320,0 | |
– местные бюджеты(тыс. грн.) | – | – | – | – | – | |
– прочие источники(тыс. грн.) | – | – | – | – | – | |
2. | Количество зарегистрированных сельских усадеб, в которых организован прием туристов | 250 | 50 | 50 | 60 | 90 |
3. | Количество сельских хозяев, зарегистрировавшихся в качестве предпринимателей (создавших мини–гостиницы) | 150 | 30 | 30 | 40 | 50 |
Как видно из таблицы 1, источников финансирования кроме бюджета АРК не предусматривается, а данных средств явно недостаточно.
Зарубежный опыт предусматривает привлечение средств, молодых специалистов и улучшения имиджа региона, используя маркетинг “места”. Места – города, регионы и целые страны. Маркетингом места занимаются специалисты по экономическому развитию, коммерческие банки, местные бизнес ассоциации. Власти Луисвилла штат Кентукки, ежегодно тратят около 1 млн. долларов США на рассылки по электронной почте, проведения мероприятий и прочие подходы, направленные на убеждение людей в возрасте от 20 до 30 лет в высоком качестве жизни и других достоинствах [5, с.34].
В текущей ситуации целесообразно использовать зарубежный опыт, адаптируя к отечественным условиям хозяйствования, что позволит улучшить инвестиционную привлекательность региона.
И хотя сейчас нереально утверждать, что Украина будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран, тем не менее, нельзя не признать, что возможности развития туризма в Украине огромны и рекреационные ресурсы в значительной степени не используются [3, с.45].
Выводы и перспективы дальнейшего исследования:
1. Необходимо увеличить инвестиции в курортное и туристско-рекреационное строительство, предоставить льготы в налогообложении данного вида услуг.
2. Необходимо разработка современных стратегий развития курортно-туристского комплекса региона АРК, с использованием зарубежного опыта.
Проанализировав развитие курортно – туристского комплекса АРК можно с уверенностью говорить о необходимости исследований в данном направлении, а также формировании нового подхода к регулированию развития курортного комплекса АРК.
Источники и литература
1. Об Основных направлениях развития санаторно-курортного и туристского (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года: постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 марта 2004 г. № 849–3/04 // Сборник нормативно-правовых актов АР Крым. – 2004. – № 3. – Ст. 149.
2. Статистический ежегодник АРК за 2007г. / Главное управление статистики в АР Крым. – Симферополь, 2008 г.
3. Нудельман М.С. Социально-экономические проблемы рекреационного природопользования. – К.: Наукова думка, 1987. – 132 с.
4. О Программе развития сельского и зеленого туризма в Автономной Республике Крым на 2007–2010 годы : постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 сентября 2007 г. № 572–5/07 // Сборник нормативно-правовых актов АР Крым –2007. – № 9. – Ст. 175.
5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент.12-е изд. – СПб.: Питер. 2006. – 816 с.