Несколько лет назад я вот все думал, в какую сторону пойдет индустрия авиабилетов. Конкуренция традиционных перевозчиков и лоукостов казалась мне на тот момент принципиальной. И шансы всяких там Air France и прочих Иберий выглядели плохо.
А оказалось, что надо было всего лишь взглянуть пристально на американский рынок авиаперевозок, где конкуренция лоукостов и конвенциальных перевозчиков началась гораздо раньше, достаточно было просто посмотреть на этот рынок, и стало бы ясно, к чему придет Европа. В Америке главный местный лоукост Jet Blue нынче во многих случаях дороже традиционных авиакомпаний вроде United, но в некоторых случаях все же подешевле. Летают все из одних и тех же аэропортов, но самое главное, что и у тех, и у тех все дополнительные услуги, вроде элементарной булки на борту, стоят бабла. Причем одинакового бабла. Например, вы летите из Нью-Йорка в Сан-Франциско на перевозчике Continental, получаете мили Miles&More, причем 100%, что редко бывает у самой Люфтганзы на недорогих тарифах. Но, кроме билета, недорогого, кстати (350 долларов туда- обратно) Вы платите абсолютно за все, включая нехилые 25 баксов за каждое место багажа. Есть, правда, одно приятное исключение. Вода в Америке на борту бесплатная, причем вся. Можно взять приличную банку вкуснейшего томатного сока с мякотью и со специями. К нему предлагают водку за 7 долларов, чтобы сделать Кровавую Мэри. Но если Вам жалко денег, ваша Мэри останется трезвой, и вам это ничего не будет стоить.
Если Вам захочется полететь по тому же маршруту из Нью-Йорка в Сан-Франциско на якобы лоукосте Jet Blue, расклад будет такой:
Билет 350-400 долларов
Багаж бесплатно!
Но никаких миль, потому что это якобы лоукост.
Понимаете к чему я клоню.
К чему KLM, который и раньше не отличался особой щедростью, закрыл все офисы в России, а Люфтганза оставила только московское представительство?
Но зато теперь на направлениях, которые раньше были полностью отданы лоукостам, например, на маршруте Мадрид-Барселона, считающимся самым оживленным в мире, более 10 рейсов в день. Так вот на этом маршруте иногда предложение Иберии оказывается самым дешевым.
Как маркетолог с большим стажем, и как любитель летать тоже с приличным стажем, я прогнозирую, что через три года все выравняется. Мелкие лоукосты вроде итальянского Jet Airways и неконкурентоспособные конвенциалы вроде Malev с рынка уйдут. Остальные подымут цены, традиционные авиакомпании заставят платить за багаж и еду. Например, пообедать бесплатно на борту SAS уже несколько лет могут только пассажиры бизнес-класса.
И все выровняется. Как и в Америке. Увы. И о бесплатных перелетах прилется забыть.
Так что если видите предложение Рига-Лондон за 5 фунтов- покупайте.
Правда, россиян все это мало касается. Пока.
Евгений Ганопольский.
Есть, разумеется, и обратная, темная сторона у этой борьбы. Но о ней в следующем номере. To be continued.